Positivus Festival 2016: фестиваль, где все хорошо

Years and Years, Air, Марк Ронсон, Oh Wonder, Майк Скиннер, Mercury Rev, Wolf Alice и многие другие в нашем материале, полном слов и фотографий.

 

Каждый любитель фестивалей планирует лето с конкретной целью. Кто-то хочет ухватить лайн-ап пожирнее. Кому-то по душе танцы до утра и зрелищные декорации. Ну а кто-то едет на фестиваль не за безумными приключениями, а за отдыхом и спокойным времяпрепровождением и все это можно сполна получить на берегу Балтийского моря, на латвийском Positivus Festival.

В этом году «Позитивус» отметил свое десятилетие. Впрочем, особого события из этого не сделали: фестивальная зона выглядела точно также, как в прошлом году, и даже спонсорские зоны остались на прежних местах, лишь претерпев незначительные визуальные изменения. Хотя в том и прелесть «Позитивуса»: местные жители ездят сюда годами, с детьми и большими компаниями, чтобы размеренно провести уикенд в сосновом бору, покачиваясь на гамаках под любимую музыку. Прошлый год с его лайн-апом-боевиком, скорее, был исключением. В этом году состав участников более сбалансирован: пригласили как новичков вроде Healos и Oh Wonder, так и Марка Ронсона, M83 и Игги Попа в качестве хэдлайнеров.

«Позитивус» встретил гостей уже традиционным сочетанием дождя, солнца и ветра. Погода вполне фестивальная, но не особо купальная, так что песчаный пляж почти пуст. Концертную программу открывает американское фрик-шоу ho99o9. На сцене три человека в эпатажных прикидах, в которых все кричит «ЭТО ПРОВОКАЦИЯ!!!» и выглядит слегка наиграно. Музыка напоминает нескладную пародию на Death Grips, хотя публике, кажется, нравится: обычно спокойные латыши хотят веселиться и даже устраивают подобие мошпита.

Сследующие исполнители – английская инди-рок группа Arthur Beatrice  создают ощущение контрастного душа. В сравнение с предшествующими низкими басами – вокалистка берет ноты настолько высокие, что могла бы, пожалуй, взорвать пару хрустальных бокалов (если бы на фестиваль разрешалось проносить стекло).

Элла Жирардо – так зовут эту леди у микрофона – выглядит хрупкой, и так же звучит музыка ее группы. Песни Arthur Beatrice напоминают менее уверенных в себе Wild Beasts, и создается впечатление, что на сцене новички английской сцены. Но нет – у группы уже два альбома.

Слушать их или нет мы решим потом, а пока можно сделать перерыв и отправиться на прогулку. На «Позитивусе» как всегда очень уютно и удобно: возле каждой зоны, будь то сцена, маркет или главная пешеходная «улица», расположены бары и фургончики с едой, а за пригорком манит ароматами шашлыков и сосисок крытый фудкорт с вай-фаем и рукомойничками.

Очередей здесь не сыщешь, разве что у пивных точек возле главной сцены, да и то лишь во время хедлайн-сетов. Кстати, один из них на очереди – песни и пляски от Олли Александра и его банды Years and Years.

Первые ряды заполняются детьми и подростками, а также родителями, которые пришлю сюда присмотреть за растущим поколением – поколением фанатов Years and Years. Надо заметить, что настроены эти папы и мамы весьма либерально: их чада машут самодельными флажками и постерами радужной раскраски, поддерживая и без того во всю открытого вокалиста группы.

Он, вокалист Олли Александр, может казаться надоедливым и слегка раздражающим, пока не увидишь его своими глазами на сцене. Тут все его показательные приемчики более чем уместны: он классно танцует, веселится и обнимается со своими музыкантами и девчонками с бэквокала, шлет сердечки и воздушные поцелуи публике и не перестает улыбаться ни на минуту. Олли выглядит очень естественным и хорошо поет, так что волей-неволей прощаешь ему некоторую жеманность. Тем более, у парня сегодня день рождения, а в день рождения можно позволить себе больше. Years and Years разбавляют сет собственных песен кавером на «Dark Horse» Кэти Перри, на поле перед главной сценой яблоку негде упасть – в общем, концерт проходит славно.

Программа первого дня продолжается, и сцену занимают Hot Chip. Про эту группу можно сказать, что постоянство – признак мастерства. Сколько концертов Hot Chip ни посмотри, они все будут довольно однообразны. Но при этом и мастерство будет на уровне: танцевать будут все, и «Позитивус» только подтверждает эту формулу. Главные действующие лица  Алексис Тэйлор и Эл Дойл  все в белом и показывают синхронные номера на особо хитовых проигрышах, ну а Джо Годдард традиционно держится в тени.

Группа играет плотный хитовый сет. Тут вам и «One Life Stand» с «Flutes», и «Over and Over» с «Ready for the Floor», и даже кавер на Спрингстина в конце. Минорно и душевно заканчивается один концерт и еще более душевно продолжается следующий – почти камерный гиг Ричарда Хоули.

На второй по величине сцене (всего их на «Позитивусе» шесть), в окружении темнеющего леса, мистер Хоули и его ребята создают атмосферу блюзового музыкального салона, где каждый может открыть душу и сердце, выплакаться в конце концов, и на следующий день окружающие с пониманием сделают вид, что ничего не было. Дело движется к ночи, а пятница – к кульминации.

Надо отметить, что хедлайнером первого дня должна была стать Элли Голдинг, но ее выступление отменилось за несколько дней до фестиваля. Заменил ее Марк Ронсон, который переместился со второй сцены на главную. И правильно сделал! На диджей-сет Ронсона собралось огромное количество народу, веселого и растанцованного.

Диджей в свою очередь утверждал, что никогда не ставил диски для такой большой толпы, врубал r’n’b хиты и ставил «Uptown Funk» аж два раза. Поле усеяно конфетти и лентами, толпа в легкой эйфории расходится по танцевальным тентам и барам, основная программа пятницы заканчивается.

Суббота традиционно начинается с помятых лиц соседей по палаткам и долгой дорогой к душу. Если на территории фестиваля очередей нет, то одна и самая большая разворачивается именно здесь. Полтора часа и пару чашек кофе спустя фестиваль для нас продолжается, и начинается суббота звонко – с самого интеллигентного и летнего выступления Криса Бейо.

Крис Бейо, раньше игравший на басу в группе Vampire Weekend, собрал новый дуэт под названием BAIO, встал за синтезатор и запел. Музыка его отлично сочетается с солнечной погодой и радостным настроением зрителей, а сам Бейо создает впечатление диссонанса: одет он как денди лондонский, в пиджак и бабочку, а отплясывает бедрами так, что не всякий танцпол выдержал бы. По ходу выступления группа сообщает, что это их 33-й концерт, так что на «Позитивусе», у которого и так день рождения, праздники сыпятся каждый день.

Пользуясь слегка провисшей программой, мы отправляемся в место под соснами (на гамаки, проще говоря), и возвращаемся к главной сцене уже к вечерней программе. Выступает Джон Ньюман – передовик поп-движения, который поет и танцует так, like there is no tomorrow. Обливаясь потом, он выплескивает со сцены хиты, забитый под завязку танцпол заходится в танце, а сам Ньюман падает на колени и бьет земные поклоны.

Все это выглядит очень убедительно, очень правдиво и после концерта он пишет, что это было одно из лучших шоу в карьере. Вроде, не мелочь. И приятно.

Вторую сцену под названием Nordea в это время сотрясают Mercury Rev. Американский нестареющий психодел вот уже более 20 лет радует фанатов, и кто бы мог подумать, что он сумеет добраться и до Латвии.

На сцене шесть человек, каждый в отдельности и все вместе они пребывают в таком угаре, что ритмы их гипнотизируют и по запросу открывают третий глаз. У вокалиста Джона Донахью глаз так уж точно на порядок больше, чем требуется обычному человеку, он их таращит, попивая красное вино из бутылки, и играет на пиле. О чем еще мечтать субботним вечером?

Как следует вдохновившись и словив мешок мурашек от фальцета Донахью, мы отправляемся смотреть хедлайнеров, чтобы уйти пить пиво в ближайший бар спустя 10 минут выступления. М83, конечно, фотогеничны, но невыносимо скучны.

Приходится искать другого хедлайнера. И мы находим его на танцевальной сцене Red Bull, где за огромной диджейской стойкой расположился мистер Майк Скиннер. Тот самый легендарный английский парень The Streets, не понятно какими судьбами оказавшийся на латвийском «Позитивусе». Да не один, а с парнями из арт хип-хоп грайм банды Murkage.

Не проникнутся таким сетом действительно сложно. Мистер Скиннер миксует лютые басы с нетривиальным хип-хопом и индастриалом, а его братаны со сцены повышают градус происходящего зарядами, и в какой-то момент уже вся толпа орет вместе с ними «ОЙ! ОЙ! ОЙ! МАЗАФАКА!», и в движение приходит всё. Муркаге выхватывает телефоны из рук первого ряда, снимает происхоящее и кидает их обратно, а Скиннер мастерски закрывает программу своей же нетленкой – «You're Fit But You Know It». Собственно, и добавить нечего.

Воскресенье, однако, беспощадно добавляет проблем, поскольку с самого утра фестиваль заливает дождь. В таких условиях мы перемещаемся в пресс-тент, где тепло и улыбчивые Wolf Alice болтают с журналистами на общие темы, после чего группа отправляется прямиком на сцену – игнорировать дождь и давать рок.

Несмотря на множество наград и признание различных музыкальных журналов, Wolf Alice звучат как самая заурядная гитарная группа. Песни их не цепляют, а отчетливо запоминаются только танцы басиста Тео и его синхронный номер в паре с вокалисткой Элли. Музыканты на сцене совсем не выглядят настойщей бандой, так что впечатления от концерта остаются неоднозначные.

После такого музыкального приема мы отправляемся за десертом: на сладкое у нас Oh Wonder, причем сладкие они настолько, что можно слипнуться. Большеглазая Жозефина с ее визжащим смехом и бесконечной улыбкой и модельной внешности чувственный Энтони напоминают отличников, которые были в каждой школе. Они выигрывали на всех олимпиадах, нравились всем учителям и танцевали главный вальс на выпускном балу. Человека нормального и в меру саркастичного от таких феноменов обычно тошнит. Но, судя по реакции зрителей, отличников в Латвии любят – их песни поют хором и смотрят концерт до конца, позабыв о погоде. 

«Позитивус» для нас подходит к концу и впереди остается всего одна группа – Air. Во время выступления этих ветеранов электронной музыки возникает вопрос: каждая ли группа должна играть песни живьем? Или вот, например, Air могли бы не давать концерты, и все бы это пережили, слушая их дома, в плеере?

Не поймите неправильно, мы уважаем Air, их альбом «Moon Safari» был постоянным саундтреком в годы молодые, а под «Playground Love» был намечтан не один десяток романтических мечт. Но живьем эта компания надменных французов, безэмоционально играющая свои расслабляюще-триповые песни — вот зачем вот это всё? Один из музыкантов вообще спиной стоит, а зал особо не реагирует, блуждая между фудкортом и пляжем, где наконец-то появляется солнце. В общем, гармония та еще.

Заразившись меланхоличным настроением от Air, хочется подытожить, что юбилейный Positivus Festival получился спокойным, немного более сдержанным, чем ожидалось, но интересным и приятным. Много добрых слов было сказано в адрес праздничного фестиваля, и даже президент Эстонии посетил его, чтобы выразить свое почтение. И мы, пожалуй, просто присоединимся, пожелав процветания и еще больше небанальных лайн-апов этому райскому месту.

До встречи!

Текст: Лина Борисова

Фото: Елена Данилова


Самые популярные

У St.Vincent будет бар в Лондоне

Не просто бар, а бар шампанского!


Читать дальше

The Killers выпустят альбом весной

Это будет их шестая пластинка.


Читать дальше

Best Coast вернулись с новым синглом

В 2020 году от группы следует ждать и альбома.


Читать дальше

Iron Maiden + Вест Хэм

У футбольного клуба "Вест Хэм" теперь есть особенно крутые футболки.


Читать дальше