Наконец-то на наши экраны вышел фильм Джима Джармуша "Only Lovers Left Alive". Мрачный, красивый и очень рок-н-ролльный. И знаете что? Это отличный предлог поговорить о роли музыки в кино. Наверняка мы кого-то забыли, но, как бы то ни было, вот он – наш необъективный список лучших саундтреков XXI века.
Над этим списком мы, признаться, думали довольно долго. Вот в двадцатом саундтреки, кажется, делались с большим умением. Даже "Almost Famous" с Кейт Хадсон – и та, увы, принадлежит прошлому веку, хотя, по ощущениям, вышла только вчера. Мы сразу же отказались от фильмов вроде "Контроля" – потому что, сами понимаете, байопики крутых музыкантов не могут не содержать их песен, а это уже отдельный список. И еще мы старались подобрать фильмы разных жанров - потому что, оказывается, крутой саундтрек можно талантливо подобрать к любому дурацкому кино и значительно его улучшить.
1. "Only Lovers Left Alive" / Джим Джармуш (2013)
...За последнее время про вампиров кто только не снимал, не правда ли? Но лишь сидя в тёмном зале и созерцая неспешную, стильную и умную картину Джима Джармуша “Only Lovers Left Alive” понимаешь, что вообще-то в этих недавних фильмах мы смотрели вовсе не на вампиров, а на фукин зомби.
Нет, правда. Разве можно ошибиться? Вот же они – Адам и Ева, настоящие вечные создания, воплощающие в себе все то, что будет жить всегда – бессмертную литературу, неувядаемую красоту и – о да – вечную любовь.
А что еще никогда не умрет? Рок-н-ролл, конечно.
Дело ведь не в том, что Адам – андеграундный музыкант, у которого куча крутых гитар. И не в том, что на экране появляется дом Джека Уайта. Этот фильм – сам по себе музыка. Рваный гранж полуразрушенных зданий, блюзовая тоска бесконечной жизни, стильное гаражное сплетение черно-белых оттенков, эстетски политых кровью. Дуэт мрачного уайтовского Детройта и оживленного сексуального Танжера. И нечеловечески красивые Тильда Суинтон и Том Хиддлстон, танцующие на краю жизни еще одного умирающего города, опасные, как рок-н-ролл BRMC, и нежные, как песня Дениз Лассаль.
Огромное спасибо Джиму Джармушу - вместе с композитором Йозефом Ван Виссемом он заставил нас вспомнить, что на самом-то деле саундтрек это большое искусство. Ведь как в последнее время делаются саундтреки? Берете побольше модного и крутого, раскидываете в хаотичном порядке по хронометражу ленты – и готово, можно продавать диски. Иногда получается очень даже ничего, но в большинстве случаев – сами знаете. Нечто вроде фанатских клипчиков на ютубе.
Поэтому начинаем с "Only Lovers Left Alive". Отличный повод вспомнить те картины XXI века, которые невозможны без своей музыки - подобранной стильно, красиво и со смыслом.
2. "You Instead" / Дэвид Маккензи (2011)
"Музыка Нас Связала" – ну OK, в нашем нерок-н-ролльном прокате этот фильм, наверное, иначе никак назвать было нельзя. В главных ролях – фестивальная грязь, наручники и живая музыка, судите сами, насколько прогадали с одиозным названием русские переводчики. Идея с наручниками, кстати, восхитительна - и наверняка кем-нибудь уже взята на вооружение в преддверии нового фестивального сезона.
3. "Телохранитель" / Уильям Монахан (2010)
Нет, конечно, этот фильм следует называть "London Boulevard" – живенькое и рок-н-ролльное кино про злой Лондон, унылую Киру Найтли и крутого Колина Фаррелла. И музыка здесь звучит под стать – олд-скульный бодрый рок The Yardbirds и The Pretty Things, кое-что от "роллингов" и очень много Kasabian, музыку которых часто берут в фильмы, но все больше для кучи. Здесь другой случай – Серж Пиццорно выступает автором оригинального саундтрека, поэтому нарезка на ту пору не вышедшей "La Fee Verte" и прочих песен группы смотрится очень стильно.
4. "Скотт Пилигрим Против Всех" / Эдгар Райт (2010)
Дурацкие рок-н-ролльные комиксы. Майкл Сера в роли рок-героя – это очень смешно, название у его группы донельзя нелепое (зато все песни для "Sex Bob-omb" записал Бек), сюжет бредовый в лучшем смысле, такой клип могли бы придумать We Are Scientists или кто-нибудь столь же талантливый и смешной. Как и в случае с "London Boulevard", здесь саундтрек не мог получиться безвкусным - раз за него отвечали Бек и сам Найджел Годрич, который ничего не делает плохо.
5. "Рок-Волна" - Ричард Кертис (2009)
Тут, наверное, стоит обойтись без каких-либо комментариев. Это рок-н-ролл в чистом виде.
6. "Господин Никто" / Жако Ван Дормель (2009)
Чудесная музыка брата режиссера – Пьера Ван Дормеля, а вместе с ней песни, которые уже неоднократно использовались в разных фильмах, - "Daydream", "Mr.Sandman", "Everyday"... Словно кусочки из каких-то других картин эти песни складываются в новое музыкальное полотно. Идеальный саундтрек для мозаичного философского и очень грустного фильма о жизни, любви, прошлом и будущем.
7. "Across The Universe" / Джули Теймор (2007)
Строго говоря, это мюзикл, которого без песен The Beatles не было бы вовсе, так что его включение в список лучших саундтреков, наверное, не вполне правильно. Но, с другой стороны, это как же важно не испортить такие песни топорным исполнением и дурацким сюжетом! У Джули Теймор все получилось – чистый праздник любви, пацифизма, сюрреализма и, конечно, "Битлз". Одобрение со стороны Ринго, сэра Пола и даже Йоко Оно говорит само за себя.
8. "Круглосуточные Тусовщики" / Майкл Уинтерботтом (2004)
Майкл Уинтерботтом - большой фанат настоящей музыки, он снял и второй фильм, который неплохо бы смотрелся в нашем перечне ("9 Песен"), но мы выбрали безумное кино о музыкальной жизни Манчестера. Легендарный клуб Hacienda, вереница рок-звезд различной величины – калейдоскоп сменяющихся перед глазами картин. Понятно, что без той самой музыки эта лента получилась бы пресной, вернее, не получилась бы совсем.
9. "Школа Рока" / Ричард Линклейтер (2003)
Феерическая рок-комедия с участием Джека Блэка. Вернее, правильнее было бы сказать - бенефис Джека Блэка. На что способен этот рок-н-ролльный толстяк, автор самой высокохудожественной песни о сексе на свете (как, вы не слышали "Fuck Her Gently"?) можно также наблюдать в фильме о его группе Tenacious D, но "Школа Рока" гораздо круче. Как гласит история, даже Led Zeppelin не смогли отказать создателям фильма в использовании своей песни - после того, как к ним обратился сам Джек Блэк с толпой фанатов.
10. "Донни Дарко" / Ричард Келли (2002)
Несомненно. Лучшая роль Джейка Гилленхала (Джилленхола?), гениальный диалог в пустом кинотеатре, зыбкая сновидческая атмосфера - все это не могло быть испорчено посредственным саундтреком, иначе не стоило и стараться. Каждая песня на своем месте, а оригинальный саундтрек превращает ленту в шедевр, раскрывая безумие окружающего Донни мира во всем его ужасе, где человек в костюме кролика – далеко не самое зловещее создание.
В процессе размышления мы еще припомнили "Великого Гэтсби", "21", "Впритык"... Как уже было сказано, даже самый нелепый фильм можно сделать лучше, продумав качественный саундтрек. А можно испоганить песню, впихнув ее куда-нибудь в дурацкое второсортное кинишко, с которым она теперь невольно будет ассоциироваться. Отдельный Хреноскар в этой области мы бы с удовольствием вручили одной небезызвестной писательнице. Но о самых плохих саундтреках мы уж как-нибудь в другой раз.
Мария Макарова
На этих двух неделях: Илон Маск против Хейли Уильямс, которая против Трампа, Лиам Г. против толпы, которая против его голоса, мать Честера Беннингтона против Linkin Park. А также Дидди против закона.
The Cure возвращаются, Крис Мартин приглашает Лиама Г. в гости, а The Horrors немного меняют состав.
Умер Лиам Пейн, бывший участник One Direction.
Лиам дразнит новой музыкой, The Maccabees возвращаются, а Джулиана Касабланкаса тошнит от «Last Nite».