Отчет с фестиваля Summer Well Festival 2015

21 сентября 2015 г., Разместилa: Лина Борисова

Потрясающий фестиваль в Румынии: и такое бывает!

 

В этом году Musical Express вновь побывал на фестивале Summer Well в Бухаресте, столице Румынии. Возвратились мы туда не без причины, и по этой же причине было так трудно написать этот отчет: с одной стороны, распирает и хочется, чтобы все знали, насколько этот фестиваль прекрасен. А с другой – «такая корова нужна самому», как говорится, и делиться таким сокровищем ни с кем не хочется. Но мы пересилили себя и таки повествуем о наших двух жарких днях в Бухаресте, полных музыки, веселья и всяческого комфорта.

Пожалуй, стоит отметить, что для большинства туристов Румыния – не самый очевидный вариант отпуска. И очень зря: даже если не упоминать прекрасные румынские природные достопримечательности и таинственные замки, а сосредоточиться только на Бухаресте, уже можно рассчитывать на незабываемый опыт. На первый взгляд большой и подзаброшенный столичный город таит множество кафе и баров, надежно спрятанных в тени старинных усадеб и двориков, независимых и оригинальных заведений, с приятным «хипстерским» оттенком, но и с характером. Складывается впечатление, что румынская деятельная молодежь решила не зацикливаться на прошлом, а двинулась вперед с тем, что имеет – с идеями, со стремлением приблизиться ко всему европейскому, но при этом и с неповторимым колоритом своей родной страны. Хотя, справедливости ради, отметим, что и подзаброшенные здания в стиле барокко, и грандиозные постройки коммунистического периода тоже впечатляют, и вкупе с новым образом города создают этот, покоривший нас, «бухарестский шик». Хотя не исключено, что немалую роль в столь теплых чувствах к этому городу играет наша симпатия к главному музыкальному событию лета (а то и всего года) в местных широтах – к фестивалю Summer Well.

В этом году он прошел в пятый раз, и маленький юбилей удался на славу: хедлайнерами стали звезды прошлого Гластонбери – Kasabian и, вероятно, звезды Гласто в недалеком будущем – Foals. В течение года музыкальная афиша Бухареста не особо радует приезжими группами, так что на этом фестивале молодежь может отвести душу и своими глазами увидеть самые актуальные группы сезона.

И первыми из этих групп становятся ливерпульские раздолбаи Circa Waves: они открывают главную (и единственную, впрочем) сцену Summer Well’а в субботу, пока рейсовые автобусы все еще возят партии слушателей. От Бухареста до места проведения фестиваля (пригорода со смешным названием Буфтя) не больше получаса езды, и те, кто не успел преодолеть их к моменту выступления Circa Waves, много потеряли! Потому что у этих ребят есть будущее: есть цепкие песни, есть харизматичный солист, есть даже фанаты с плакатами и есть то самое жизнерадостное обаяние, которое заряжает хорошим настроением на весь день и заставляет включать сначала дебютный альбом Circa Waves всякий раз, когда последняя песня на нем заканчивается. Но концерт на репит не поставишь, к сожалению, так что стремительный и звонкий сет Circa Waves подходит к концу, а вместе с ним вся публика тоже расходится исследовать другие уголки фестиваля.

Из года в год Summer Well представляет своим посетителям примеры симпатичного зонирования и ненавязчивых активностей: этим летом желающие могли отдохнуть в «лежачей» зоне с подушками и поп-ап кинотеатром, отправиться в бар ягермайстера, без которого, кажется, в этом году не обошелся ни один фестиваль, прогуляться по небольшому дизайнерскому рынку или подняться над землей на традиционном воздушном шаре от главного спонсора фестиваля. Правда, шар уступил свое место у реки новому развлечению: в этом году Summer Well обзавелся лабиринтом Amococo – надувной конструкцией с коридорами обтекаемых форм и освещением космических цветов. Такой аттракцион пользовался популярностью, но даже здесь не пришлось застрять в очереди: на этом фестивале очень комфортное количество посетителей и на ожидание на фудкорте или в любом другом жизненно важном пункте уходит совсем немного времени.

Что очень кстати, поскольку перерыва между группами хватает, чтобы пробежаться до киоска с едой и вернуться как раз к началу следующего исполнителя, которым в шесть вечера в субботу стал Kwabs. Новый альбом музыканта (настоящее имя которого Квабен Саркоди Аджепонг) на момент концерта еще не вышел, но это не помешало ему завладеть вниманием публики, даже если не своими песнями – то каверами на хиты этого лета. Само выступление проходит очень плавно: и сам Квабен, и его эффектный бэнд и бэк-вокалисты наслаждаются происходящим чуть ли не больше, чем зрители, и действительно выкладываются как могут, несмотря на все еще растекающуюся в сухом воздухе жару.

Солнце начинает клониться к закату в половине восьмого, как раз к моменту выхода третьей группы. А именно – прекрасных и талантливых The Maccabees. За неделю до Summer Well они выпустили свой четвертый альбом "Marks To Prove It", и новость о том, что он возглавил британский чарт альбомов, застает The Maccabees уже в Румынии, за день до концерта. Одного этого факта достаточно, чтобы настроиться на положительный лад, хотя у Maccabees другого и не бывает: их музыка – это чередование мотивов из самых темных уголков человеческой души с чувствами невыносимо светлыми, воодушевляющими и заставляющими, несмотря ни на что, жить. И эта составляющая, все же, преобладает. Во всяком случае, на концерте, где каждый – и тот, кто знает The Maccabees, и тот, кто увидел их впервые, испытывает сильнейшее ощущение причастности и вовлеченности, подъема духа и полного погружения в этот музыкальный праздник жизни.

Кстати, праздник тоже был – буквально: в день концерта вокалист группы Орландо Викз отмечал свой День рождения, с чем его поздравляли плакаты поклонников из первых рядов. Cам он, чтобы отпраздновать это событие, сразу после выступления отправился в поход по просторам Румынии, но это уже совсем другая история. А история The Maccabees, кажется, достигла своей самой интересной части – той, в которой они удивительным образом балансируют между фестивальными слотами посреди дня и тремя полностью распроданными концертами в лондонском Брикстоне. Как бы то ни было, сейчас их просто необходимо увидеть живьем. Чтобы на себе испытать шарм этой группы, чтобы спеть хором с гитаристом Феликсом Вайтом добрую половину сета, чтобы поулыбаться его брату и тоже гитаристу Хьюго, и, конечно, чтобы в полную меру почувствовать всю силу их песен, которые обязательно попадут в самое сердце.

После выступления сами The Maccabees отправляются на прогулку по фестивальной площадке. Многие следуют их примеру – зона перед сценой почти пустеет после каждого концерта и заново наполняется к следующему. Да и зачем торчать у сцены в такой славный день и в столь живописном месте? Как мы уже писали, зеленая и тенистая территория Summer Well расположена на берегу реки, а у входа на фестиваль обнаруживается небольшой дворец Стирбей, некогда королевская резиденция, где можно пройтись с экскурсоводом или устроить банкет. Кстати, поесть по-королевски получается и во время фестиваля – предприимчивые сотрудники резиденции кормят гостей Summer Well’a из сияющей начищенной посуды и по самым приятным ценам (впрочем, в Румынии все цены радуют даже с нашим нынешним курсом).

Однако королевское угощение – не повод пропускать следующий концерт. Тем более такой, почти эксклюзивный: предпоследним музыкальным номером субботы становится La Roux. Эксклюзивность заключается в том, что за все лето La Roux (она же Элли Джексон) отыграла не более десяти концертов и теперь она in for the kill и на румынской земле, заставляя чинно отплясывать бухарестских модников. Ла Ру трудно назвать хрупкой или изящной, но волна ее уверенности в себе и остроугольного стиля компенсирует это с лихвой. Сама она и все ее музыканты одеты в единой черно-белой гамме и это тоже неотъемлемая часть “classy” стиля Ла Ру, хотя ее танцевальные мотивы и без того классика – сами по себе. Мисс Джексон будоражит танцпол своим фальцетом, удивляет игрой на гитаре и эффеткно и драматично замирает на несколько долгих минут в золотых лучах прожекторов, озаряющих ее лик. Если бы каждое диско было таким – мы бы не пропустили ни одного, честное слово.

И после такой услады для глаз и ушей наступает момент истины: последний перерыв перед хедлайнером. Слонявшиеся до этого по территории фестиваля зеваки сгребаются к сцене, отдыхающие сворачивают свои пледы и стараются занять места получше, и первые ряды становятся вдвое плотней. Все переходят в режим атаки, ведь на сцену выходят они – Foals.

Этот август Foals наполнили фестивальными выступлениями, разогревая публику и настраивая самих себя на выход нового альбома. И Summer Well стал одним из немногих летних мероприятий, принявших Foals в качестве хедлайнеров. Впрочем, самих Foals мало волнует, какими по счету они играют и есть ли после них другие группы – они все равно уничтожают все на своем пути, оставляя после концерта разруху и пустоту – на сцене и в сердцах зрителей. Это чувство опустошения приходит на смену буре эмоций, которые, традиционно, сопровождают живые выступления Foals.

На концертах они превосходят самих себя, представляя еще более мощные версии своих и без того неслабых песен, превращая их в оружие массового поражения, сцену – в поле битвы, а слова – в заклинания, мантры, которые еще долго не получится выбросить из головы. Foals нарушают свои же правила и устанавливают новые, на сцене и за ее пределами. Например, они заставляют всех аккредитованных фотографов сдать камеры к началу концерта. Забрать их можно перед последними тремя песнями сета, собственно, их и разрешено фотографировать. И когда мы пишем «они заставляют», мы имеем в виду «Яннис заставляет» - не буквально, конечно, он не вырывает у людей камеры из рук (хотя он может), но честно признается, что это его идея. Смысл в том, что в финале концерта группа показывает настоящих себя, становится дикой и непредсказуемой, и вот это и есть – лучший материал для фотографов, а не начало сета, когда у всех еще хорошие прически и сухие футболки. Чертовски здравая мысль.

На этом суббота заканчивается, и посетители постепенно покидают зону фестиваля. Кто-то отправляется штурмовать рейсовые автобусы до города, кто-то спешит на вечеринку и запрыгивает в такси, а кто-то еще долго будет отдыхать на фестивальной площадке, качаясь на увитых цветочками качелях, медитируя под световую инсталляцию в здании старого кинотеатра или просто приходя в себя, лежа на прохладной траве, в горячем воздухе, под ночным небом Румынии.

Однако тех, кто прошел через афтер-пати и вернулся живым, ожидает второй, не менее громкий день Summer Well Festival! Проходит он по классическому сценарию – плавно раскачиваясь от медленных электронных мотивов Sohn и раскаляясь на самых кульминационных Kasabian, торжественно закрывавших этот праздник жизни.

Следом за Sohn разморенную публику пытается расшевелить восходящая звезда и новая жертва для целевой аудитории Чарли ХСХ – британская певица Foxes. Под хитрым псевдонимом скрывается спортивная и прыгучая Луиза Роуз Аллен, с сильным голосом, с бодрыми поп-мелодиями и с огромными глазами. Ее облаченный в наряд из Топшопа образ находит отклик в сердцах румынских подростков, ну а под финальный хит "Let Go For Tonight" площадка перед сценой окончательно просыпается и из поля для пикника превращается в небольшой танцпол.

И как раз вовремя! Ведь следом за Foxes начинается выступление Jungle, известных своей танцевальной репутацией. И теперь даже самый праздный посетитель фестиваля начинает пританцовывать, потому что противостоять этим ритмам и фирменному фальцету Jungle просто невозможно. Такая уж супер-сила у Тома, Джоша и их банды – заставлять двигаться все живое. Лето 2015 года для Jungle стало особенным: после июньского тура по США группа отправилась покорять сцены музыкальных фестивалей, выступив на Гластонбери, Примавере, Верхтере, Сигете и десятках других, почти каждый день лета они провели в дороге. И, несмотря на такой суровый график, каждое выступление Jungle, где бы оно ни было и какие бы погодные условия его ни застали, становилось настоящей летней вечеринкой в лучах уходящего солнца. Так, с традиционными улыбками, танцами и небольшой порцией свэга Jungle покоряют и Summer Well, радуясь каждому моменту происходящего и вызывая аналогичные эмоции у публики – самую простую и честную радость от того, что ты здесь, сейчас, оттого, что ты молод и что сегодня будут танцы.

И если вы внимательно читали наш отчет, то можете проследить, что к этому времени суток в Бухаресте уже стемнело, а значит – вечеринка продолжается! И пока незадачливые посетители фестиваля разбегаются к киоскам с едой, чтобы успеть все попробовать до конца дня и пропустить еще по пиву перед выступлением хедлайнера, сцену занимают ливерпульские The Wombats, совсем недавно посетившие Москву.

Их на первый взгляд жизнерадостную, но с нотками пробирающей тоски, музыку отлично принимают и в России, и в Румынии. С той лишь разницей, что люди в Румынии ожидаемо намного спокойнее, так что Вомбатам приходится учить публику веселиться. Буквально! Со сцены их интеллигентный барабанщик говорит: «На эту песню на наших концертах обычно устраивают мошпит. Видимо, вы не в курсе, мошпит – это когда люди на концерте образуют круг и начинают прыгать и толкаться…», в общем – научили они румынцев плохому. А те и рады: толпа синхронно скакала и хлопала весь концерт, в целом создалось впечатление, что эту группу здесь принимали чуть ли не живее, чем Foals. Среди зрителей даже обнаружилась компания поклонников с флагом ливерпульской футбольной команды и их “You’ll never walk alone”, которым они закрывал большую часть сцены тем, кто стоял позади, но делали это от всей души.

После выступления The Wombats атмосфера накаляется. Звучит песня Beasty Boys – "Sbotage", и знающие люди понимают: до концерта Kasabian остались считанные минуты. Дело в том, что лестерская банда возит с собой свой плейлист и всегда включает его перед выступлением. Входят туда и вышеупомянутый саботаж, и Азилия Бэнкс, Пуша Ти, Death Grips, французский Gesaffelstein и другие. В общем, в такой компании время летит незаметно, и вот – под магнетические звуки песни "Bumblebeee" начинается последний концерт на Summer Well Festival.

Про Kasabian сказано уже очень много (в том числе и нами). Это группа, которая, даже достигнув своего пика – казалось бы, куда уж выше, после хедлайн-слота на Гластонбери и альбома, возглавившего британский чарт, становится все лучше и лучше. Концерты Kasabian уже на том уровне профессионализма, когда каждый звук отточен и доведен до высшей степени мастерства, но при этом они все равно найдут способ всех удивить. В рукавах Пиццорно и Мейгана всегда припрятана пара запасных тузов – выступление группы строится на интерактиве с публикой, начиная с разных спонтанных шуточек со сцены и заканчивая прогулкой Сержа вдоль барьера и воздушынми поцелуями всему первому ряду от Тома.

За пределами первого ряда, в толпе, можно собрать полную коллекцию типажей, посещающих по-настоящему большой концерт: это и фанаты, подпевающие каждой песне, и упитый в доску подкаченный парень, мешающий всем танцевать, и дамочки с шампанским в бокалах, не ясно зачем пробравшиеся поближе, и папа с сыном, который впервые пришел на концерт… До чего же отличный выбор, чтобы положить начало своей музыкально-концертной жизни!

Но вот концерт заканчивается. Доведя Summer Well до кипения, Kasabian покидают сцену, в сместе с ними нехотя начинают покидать фестиваль и его посетилели. Пока их поток медленно течет к выходу, вдалеке звучит песня Канье Уэста, напоминая, что где-то на этой планете вечеринка будет продолжаться всегда.

 

Текст: Лина Борисова

Фото: Елена Данилова


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 12-19 января

На этой неделе: Дуа Липа не в восторге от брит-поп звезд, Бет Дитто вспоминает сериал Skins, а Green Day защищают свое право критиковать политиков.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 19-26 января

На этой неделе: воспоминания Шерон Осборн, очень красивая песня The Libertines и ответ Лиама Г. Дуа Липе. 


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 9-16 февраля

На этой неделе: Diiv – о том, что все мы – лягушки в кипящей воде, которые обречены медленно свариться.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 26 января - 1 февраля

На этой неделе: You Me At Six распадаются, Paramore не распадаются, а Робби Уильямс думает купить футбольный клуб.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 2-9 февраля

На этой неделе: Алекс Капранос празднует, Бет Гиббонс хандрит, а The Stone Roses делают одежду.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 16-23 февраля

На этой неделе: у всех новые альбомы и синглы, и только Стив Тайлер все судится.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 23 февраля - 1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1 - 8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8 - 15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше