Гитарный Бог

17 июля 2005 г., Разместил: loop

Имя этого человека известно каждому, кто знаком с историей рок-музыки. Его смело можно назвать одним из отцов - основателей этого жанра, хотя он никогда не был музыкантом да и вообще довольно скептически относился к этому виду искусства. Он являлся связующим звеном между душами музыкантов и слушателей, помог им более полно понять друг друга. Этот человек строил музыкальные инструменты.Кларенс Лео Фендер.

Кларенс Лео Фендер родился в 1909 году, в то время, когда словом «рок-н-ролл» негры в многочисленных борделях характеризовали свои сексуальные рандеву, а первые блюзовые музыканты вдыхали сигаретный дым полупустых залов Америки. Трудно сказать, что побудило его к созданию принципиально нового музыкального инструмента, любопытство мастера или чутье бизнесмена, но уже в 1925 году во время работы в мастерской по починке электро- и радиоаппаратуры Фендер построил свою первую гитару. С тех пор начались эксперименты, и в 1948 году гитара марки «Фендер Бродкастер» была запущена в производство.

Многие музыканты были в шоке, увидев первый «Фендер». Никто не понимал, как из этой штуковины можно извлечь какие-либо звуки. Гитара казалась вырезанной из обыкновенной доски, да и внешне походила больше на лопату, чем на музыкальный инструмент. Даже джазмены, которые к тому времени уже использовали электрическое звучание (звукосниматели устанавливались на корпуса акустических гитар с незначительными изменениями в дизайне инструмента), посчитали кощунственным играть на таких гитарах и отказались от их применения. Но неудача не остановила творческих изысканий Фендера. На свет появляется его очередной ребенок - «Фендер-Телекастер», который представлял собой несколько усовершенствованный и видоизмененный «Бродкастер» (внешний вид «Телекастера» практически не изменился до настоящего времени). Новый инструмент идеально подходил для исполнителей музыки кантри, и парни в ковбойских шляпах и высоких сапогах стали постоянными клиентами Фендера (и сейчас «Телекастер» является самой популярной гитарой у кантри-музыкантов). Новинка пришлась ко двору и в компании блюзменов. Такие великие мастера блюза как Мадди Уотерс, Эдди Тейлор (работал с Джоном Ли Хукером), полюбили эту модель и на протяжении всей карьеры пользовались ее оригинальным звучанием. Имя Фендера становится более популярным, а в 1951 году, когда он построил первый ладовый басс, названный «Пресишн», его авторитет как конструктора укрепился окнчательно.

Но настоящая революция произошла в 1954 году, когда Фендер продемонстрировал свою первую модель ставшего впоследствии легендарным «Фендер-Стратокастер».

Гитара имела три звукоснимателя, которые могли работать как вместе, так и по отдельности. Это позволяло гитаристам изменять тембр звучания по ходу исполнения одной композиции и создавать более интересную, насыщенную звуковую палитру. Два выреза на корпусе инструмента расширили диапазон и облегчили музыкантам возможность играть на более высоких ладах.

Несмотря на то, что по тем временам все это было фантастикой, несколько странный вид «Стратокастера» привел в недоумение основную массу поп-исполнителей, и первый, кто осмелился выйти на большую сцену со «Стратом», был один из «королей» - Бадди Холли.

В 1965 году внезапный приступ болезни вынудил Фендера отдать свою фирму во владение СВS, где он оставался главным конструктором до 1970 года.
В эти годы зарождалось движение хиппи со своими сексуальными и рок-революциями, и «дети цветов» сослужили хорошую службу Фендеру. Рок-музыка значительно усложнилась. Хард, психоделия, белый блюз - все это требовало виртуозного владения инструментом, и качество гитары занимало далеко не последнее место. Вместе с такими именами, как Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс, Джефф Бэкк, Ричи Блэкмор и многими другими знаменитыми гитаристами имя Фендера прогремело на весь мир.

«Фендер-Стратокасте» стал символом рок-музыки, а форма гитары признана классической.

В конце 70-х годов Фендер основывает новую фирму - СLР Research и начинает строить гитары и басы для компании «Music Man». Наступает новое десятилетие, и вместе со своим другом и правой рукой Джорджем Фуллтоном, Фендер начинает деятельность в своей новой фирме G & L Music Sales.

С появлением новых технологий изменяются и технические характеристики модели гитар. Профессиональные музыканты четко отличают инструменты периода СВS или G & L Music Sales, гитар, выпущенных на филиалах Фендера в Японии или Корее. Значительно отличается и их стоимость. Интересно, что самые дорогие инструменты - инструменты до СВS-овского периода, т.е. до 1965 года, хотя они подходят для исполнения определенных стилей музыки, а в некоторых случаях являются просто личными пристрастиями музыкантов.

Но вернемся к Фендеру. В конце 80-х его имя было торжественно внесено в Зал славы Рок-н-ролла и Кантри Мьюзик Холл. Это было одно из немногих событий, когда Кларенс Лео Фендер появился на сцене перед многотысячной аудиторией, в окружении своих гитар.

Правда, играли на них совсем другие люди, так как, по словам самого мастера, ему было гораздо интересней строить гитары, чем учиться играть на них. Но годы идут, а жизнь человеческая, увы, не долговечна. 21 марта 1991 года Кларенс Лео Фендер умер. Но этот человек навсегда вошел в мировую музыкальную культуру. И долго еще музыканты всех поколений будут боготворить это имя на грифе гитары, а благодарные слушатели вникать в звучание инструмента и понимать всю красоту его звучания.


При создании статьи использовались архивные материалы газет "New Hot Rock" и "Анонс Hot Rock".


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 8-15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1-8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 22-29 марта

Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 12-19 апреля

На этой неделе: Джеймс Хетфилд набил необычную татуировку, Кортни Лав проехалась по Тейлор Свифт, а Шон Леннон и Джеймс МакКартни выпустили совместную песню.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 19-26 апреля

На этой неделе – Нил Теннант ворчит, Эми Ли опровергает слухи, а Билли Айлиш любит себя.


Читать дальше