Белорусская рок-музыка

26 мая 2005 г., Разместил: Slaver

Музыка зачастую меняет течение жизни десятков тысяч людей, она помогает воспринимать по-другому окружающий мир. Музыка может стать как источником вдохновения, целью жизни, так и причиной глубочайшей депрессии. Роль музыки в истории некоторых народов и государств иногда просто невозможно оценить… Я же попробую рассказать о прошлом, настоящем и будущем белорусской рок-музыки.

Эта статья не претендует на звание самого подробного материала по истории и развитии современной белорусской рок-музыки. Она — всего лишь взгляд на нее с моей стороны.


Музыка зачастую меняет течение жизни десятков тысяч людей, она помогает воспринимать по-другому окружающий мир. Музыка может стать как источником вдохновения, целью жизни, так и причиной глубочайшей депрессии. Роль музыки в истории некоторых народов и государств иногда просто невозможно оценить… Я же попробую рассказать о прошлом, настоящем и будущем белорусской рок-музыки.

Когда родился рок-н-ролл? Достаточно сложный вопрос: для кого-то королем рок-н-ролла был и будет Великий Элвис, для кого-то история рок-музыки началась с появлением The Beatles. В Беларуси рок-н-ролл родился в 1971 году, когда легендарный ансамбль «Песняры» записал свою первую пластинку на студии грамзаписи «Мелодия» — «Ты мне вясною прысьнілася» («Ты мне весной приснилась»). Именно с этого знаменательного события можно вести историю белорусской рок-музыки. Но, неужели «Песняры» — рок-группа — возразят многие. Ответить на этот вопрос никто так и не смог. Но сочетание белорусского фольклора и современных рок-мелодий всколыхнуло весь Советский Союз. Владимир Мулявин, русский по происхождению, заставил петь белорусскоязычные песни всю огромную страну. Без «Песняров» невозможно представить дальнейшее развитие белорусской музыки, а слова Джона Леннон о том, что «Песняры» — это лучшее, что он слышал, подтверждают, что музыка «Песняров» останется на века. После первой пластинки были и другие, но больше всего стоит отметить первую белорусскую рок-оперу «Гусляр», записанную ансамблем в 1977 году. Авторитетная интернетовская «Гибралтарская рок-энциклопедия» поставила «Песняров» с «Гусляром» на один уровень вместе с такими исполнителями, как Франк Запа и «Jethro Tull».

Что было дальше? Никто после «Песняров» очень долгое время не мог добиться хотя бы локального успеха. Но время шло, теперь дела уже у «Песняров» шли не так удачно — ансамбль попросту разваливался. Пришло время новых коллективов. Первыми пришло время группы «Сузор’е» («Созвездие»), которых можно считать первой рок-группой в полном смысле этого слова. Никто до них в стране не отваживался играть такую «прозападную» музыку, построенную на тяжелых гитарных рифах. Самое интересное, что музыканты группы в это время работали в филармонии, а свободное время отдавали более интересной им музыке — року. Так в 1984 году с помощью просто магнитофона и микшерного пульта «Электроника» была записана дюжина песен, часть из которых в последствии составила основу первого белорусского магнитоальбома «Рок-тэрапія» («Рок-терапия»). В 1988 году у группы выйдет на «Мелодии» пластинка «Сентябрьская река», тираж которой составил 10 тысяч экземпляров и был распродан за считанные дни.

Время шло дальше. Стали появляться все новые и новые коллективы. Один из них был «Студия 7», в последствии названный «Бонда». Именно этой группе принадлежит один из первых белорусскоязычных альбомов «Месца пад сонцам» («Место под солнцем»), который создавался почти весь 1986 год в самодельной студии на четвертом этаже минского Института Культуры. С этим альбомом «Бонда» «зародила белорусские музыкальные традиции нонконформизма и смогла аккумулировать творческие возможности молодых музыкантов». Но, после четырехлетнего пребывания на белорусском музыкальном Олимпе, распадается «Бонда», из которой выделяются несколько коллективов, самыми успешными из которых станут «Ulis» и «Крама».

Ulis«Ulis» начинает свою концертную деятельность в 1989 году. Идеологом группы стал гитарист Вячеслав Корень, а на роль вокалиста был приглашен… грузчик ранее упоминавшегося «Сузор’я» Андрей Патрей (кто бы мог подумать, что он останется самым лучшим вокалистом в истории «Ulis»). Удачные концерты свели коллектив с польским звукорежиссером Ричардом Шмитом. Для будущего лучшего звукорежиссера Польши работа с «Ulis» станет первой с не симфоническими коллективами. Осенью 1989 года группа приехала на несколько дней в город Ольштин, чтобы записать альбом, который в дальнейшем обозначит уровень белорусского рока начала 90-х. Фактически за три дня был записан альбом «Чужаніца» («Чужак»), который сначала вышел на аудиокассетах, а через два года был издан на пластинках студией «Мелодия». Но признание альбом получил сначала за границей — в Польше, Эстонии, Германии. Тем не менее, этот альбом можно считать одним из самых лучших в истории белорусской музыки, а песни из него остаются актуальными и сейчас. В 1990 году группа выпустила не менее интересный альбом «Краіна доўгай белай хмары» («Страна большой белой тучи»), но вскоре группу покидает ряд музыкантов, в том числе и вокалист Патрей, и альбом 1993 года «Танцы на даху» («Танцы на крыше») хотя и стал еще более хитовым, но… был не тем «Ulis». Хотя группа продолжала существовать и стабильно выпускать новые альбомы, последний из которых, «Люстэрка» («Зеркало»), вышел в 2003 году. На нем впервые запел сам Корень, который все эти годы не оставлял свое детище.

МрояА тем временем перестройка продолжалась. Началась «рок-оттепель». Именно в это время появляется группа «Мроя» («Мечта»), которая пугает комсомольские организации своей «антисоветской» гражданской позицией. Лидером группы был еще молодой Лявон Вольский, о котором придется вспомнить еще не раз. Группа давала множество концертов по всей Беларуси и в скором времени стала самой главной рок-группой страны. Даже отношение государственных организаций к «Мрое» изменилось. Случилось необыкновенное: музыкальные журналисты Анатолий Мельгуй и Витовт Мартыненко отправили письмо на «Мелодию» с предложением сделать запись талантливых музыкантов из Минска, а через некоторое время пришел положительный ответ. В Минск была отправлена большая передвижная станция для записи альбома «Мрои». Три дня беспрерывной работы — и вот они, 8 песен для альбома «Дваццаць восьмая зорка» («Двадцать восьмая звезда»). В итоге получился замечательный арт-рок, популярность группы еще больше возросла.

N.R.M.На месте вскоре развалившейся «Мрои» появляется новая группа, с тем же составом, но с другой музыкой и идеологией — N. R. M. («Незалежная Рэспубліка Мроя»). В 1995 году появился первый их альбом «ЛаЛаЛаЛа», а еще через год второй — «Одзірыдзідзіна», который принес (или вернул?) группе массовую популярность. Всего две недели, проведенные в гостинице «Агат», родили Беларуси новых героев. Острые тексты Вольского, необыкновенные эксперименты Павлова с гитарой оказались востребованы в «смутное время». Вместе с «Одзірыдзідзіной» развивалась идеология N. R. M. как виртуального государства, где все музыканты поделили между собой полномочия, а с выходом в 1998 году «Пашпарта грамадзяніна N. R. M.» («Паспорт гражданина N. R. M.»), каждый человек смог стать гражданином этой необыкновенной страны, где есть музыка и правда, где нет грязной лжи со стороны настоящего государства. N. R. M. остаются по сей день самой лучшей группой Беларуси, записывают новые песни и дают полулегальные концерты…

В 1993 году выходит первый альбом еще одного осколка «Бонды» группы «Крама» («Магазин») — «Хворы на рок-н-рол» («Больной рок-н-роллом»). Первый и лучший, как часто бывает, хотя фирменный «крамовский» звук группа получила лишь в 1995 году с альбомом «Камэндант» («Комендант»), записанном в бомбоубежище пивзавода «Крыніца». «Крама» стала второй группой после «Ulis», которой заинтересовалась Европа («Ulis» в свое время выступали с живым концертом даже на радио BBC в Лондоне): при помощи английского бизнесмена Нева Мейсона в Великобритании был издана англоязычная версия первого альбома группы под названием «Vodka on ice». Это стал вообще первый СD в истории белорусской музыки. В 2005 году «Крама» выпустила первый официальный сборник лучших песен — «Будзь разам з намі» («Будь вместе с нами»). В него вошли песни со всех шести альбомов, которые были записаны заново вместе с джаз-бэндом Apple Tea.

Neuro DubelФолк-рок «Песняров», хард-рок N. R. M., блюз «Крамы» — все было в белорусской музыке, не было только настоящего панка! Но и он появился вместе с группой «Neuro Dubel». И хотя их первые записи появились еще в 1991 году, полноценный альбом, «Умные вещи», увидел свет лишь в 1995 году. Кроме того, что этот альбом представляет собой смесь всего того, что было придумано Куллинковичем и компанией за первые годы жизнь группы, так он стал еще и первым двойным альбомом в белорусской музыке. Самое главное в нем — то, что он записывался живьем, т.е. просто подключалась аппаратура и игралось музыка. Таким образом, получился настоящий живой панк!

Вообще же в середине 90-ых белорусский рок держался на трех китах: N. R. M., «Ulis» и «Новое небо». Но если первые два — полностью мужские коллективы, то лицом «Нового неба» была Кася Комоцкая, первая белорусская фронтвумен. Над альбомами «Нового неба», в свое время, работали все самые лучшие музыканты страны, которые в итоге сложили необыкновенно звучание НН и занесли его в историю белорусской музыки навсегда. Сама Комоцкая всегда вела себя именно как настоящая рок-вумен, а после записи песни «Прэзідэнт, ідзі дамоў» («Президент, иди домой!») Кася еще стала вызывать зуд у государственных мужей! Вообще белорусский рок 90-ых останется в памяти, как очень политизированный. А иначе быть не может: рок-музыка всегда отражает происходящие рядом социальные процессы и несправедливость, который было и остается в Беларуси в достатке :(

Именно с середины 90-ых начинается серьезное давление на рок-музыкантов. С этих пор они все чаще и чаще объединяются вместе и записывают «супольные» (совместные) проекты. Первой ласточкой среди них стал «Народны альбом», записанный благодаря художнику и поэту Михаилу Анемпадистову, ставшему автором и идеологом проекта. Над записью альбома работали, уже не раз упоминавшиеся, Вольский, Камоцкая, а также Александр Помидоров, баянист Сергей Ахромович и другие. Для альбома были записаны 27 разностилевых композиций: от простых народных песен до романсов. Это был первый совместный опыт, а после будут еще «Сьвяты вечар», «Я нарадзіўся тут», «Скрыпка дрыгвы»

Руся из группы IndigaЧто представляет собой белорусская музыка нового тысячелетия? Это все те же запреты (хотя на радио и должны звучать 75% белорусской музыки, рок там встретить практически невозможно), все те же проблемы с записью, с изданием альбомов. Зато есть энтузиазм, есть великолепные музыканты и идеи. За последние пару лет появились замечательные группы «Indiga», с прелестной вокалисткой Русей, «Zet», все того же Вольского, христианский рок-метал-коллектив «Tesaurus», совсем молодые ребята из команды «Крок» («Шаг») и многие другие. Кроме того «динозары» белорусской музыки N. R. M., «Neuro Dubel», «Крама» продолжают выступать (хотя в 2005 году еще не отменяли, тьфу-тьфу, концерты только N. R. M., а вот, к примеру, 8 концертов «Neuro Dubel» уже не состоялись), работать над новым материалом.

Надеюсь, теперь вы имеете хоть какое-то представление о белорусской рок-музыке. Конечно, в статье представлены сухие данные, которые не могут показать всю красоту музыки. Поэтому после статьи будет список ссылок, по которым вы сможете скачать некоторые песни, и тем самым познакомиться поближе с белорусской музыкой. Жыве Беларусь!

При написании статьи использовались следующие материалы:

  • Залатыя дыскі беларускага рок-н-рола
  • Заля славы беларускага рок-н-ролу

    Ссылки на mp3:

  • Почти все песни N. R. M. и ряд других исполнителей
  • Сузор’е «Старый мост»
  • Бонда «Прыйдзе іх дзень»
  • Бонда «Стэфка»
  • Бонда «Атлантыда»
  • Бонда «Да неба»
  • Мроя «Вайна»
  • Мроя «Краіна крывавых дажджоў»
  • Ulis «Пляц Францыска»
  • Ulis «Цягнік на Нясьвіж»
  • Ulis «Краіна ў кратах»
  • «Крывавае сьвята» (проект «Я нарадіўся тут», исполняет Александр Помидоров)

    P.S. Если вас заинтересует какая-либо из белорусских групп, пишите мне в комменты в ЖЖ :)


  • Самые популярные

    Новости прошедшей недели: 8-15 марта

    На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


    Читать дальше

    Новости прошедшей недели: 22-29 марта

    Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


    Читать дальше

    Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

    На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


    Читать дальше

    Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

    На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


    Читать дальше

    Новости прошедшей недели: 19-26 апреля

    На этой неделе – Нил Теннант ворчит, Эми Ли опровергает слухи, а Билли Айлиш любит себя.


    Читать дальше

    Новости прошедшей недели: 12-19 апреля

    На этой неделе: Джеймс Хетфилд набил необычную татуировку, Кортни Лав проехалась по Тейлор Свифт, а Шон Леннон и Джеймс МакКартни выпустили совместную песню.


    Читать дальше

    Новости прошедшей недели: 26 апреля - 3 мая

    На этой неделе: Дуа Липа и Ник Сестер вспоминают прошлое, а Blossoms тусуются с футбольным тренером.


    Читать дальше