Эта статья не претендует на звание самого подробного материала по истории и развитии современной белорусской рок-музыки. Она всего лишь взгляд на нее с моей стороны.
Музыка зачастую меняет течение жизни десятков тысяч людей, она помогает воспринимать по-другому окружающий мир. Музыка может стать как источником вдохновения, целью жизни, так и причиной глубочайшей депрессии. Роль музыки в истории некоторых народов и государств иногда просто невозможно оценить… Я же попробую рассказать о прошлом, настоящем и будущем белорусской рок-музыки.
Когда родился рок-н-ролл? Достаточно сложный вопрос: для кого-то королем рок-н-ролла был и будет
Великий Элвис, для кого-то история рок-музыки началась с появлением
The Beatles. В Беларуси рок-н-ролл родился в 1971 году, когда легендарный ансамбль
«Песняры» записал свою первую пластинку на студии грамзаписи «Мелодия»
«Ты мне вясною прысьнілася» (
«Ты мне весной приснилась»). Именно с этого знаменательного события можно вести историю белорусской рок-музыки. Но, неужели «Песняры» рок-группа возразят многие. Ответить на этот вопрос никто так и не смог. Но сочетание белорусского фольклора и современных рок-мелодий всколыхнуло весь Советский Союз.
Владимир Мулявин, русский по происхождению, заставил петь белорусскоязычные песни всю огромную страну. Без «Песняров» невозможно представить дальнейшее развитие белорусской музыки, а слова
Джона Леннон о том, что «Песняры» это лучшее, что он слышал, подтверждают, что музыка «Песняров» останется на века. После первой пластинки были и другие, но больше всего стоит отметить первую белорусскую рок-оперу «Гусляр», записанную ансамблем в 1977 году. Авторитетная интернетовская
«Гибралтарская рок-энциклопедия» поставила «Песняров» с «Гусляром» на один уровень вместе с такими исполнителями, как
Франк Запа и
«Jethro Tull».
Что было дальше? Никто после «Песняров» очень долгое время не мог добиться хотя бы локального успеха. Но время шло, теперь дела уже у «Песняров» шли не так удачно ансамбль попросту разваливался. Пришло время новых коллективов. Первыми пришло время группы
«Сузоре» (
«Созвездие»), которых можно считать первой рок-группой в полном смысле этого слова. Никто до них в стране не отваживался играть такую «прозападную» музыку, построенную на тяжелых гитарных рифах. Самое интересное, что музыканты группы в это время работали в филармонии, а свободное время отдавали более интересной им музыке року. Так в 1984 году с помощью просто магнитофона и микшерного пульта «Электроника» была записана дюжина песен, часть из которых в последствии составила основу первого белорусского магнитоальбома
«Рок-тэрапія» (
«Рок-терапия»). В 1988 году у группы выйдет на «Мелодии» пластинка
«Сентябрьская река», тираж которой составил 10 тысяч экземпляров и был распродан за считанные дни.
Время шло дальше. Стали появляться все новые и новые коллективы. Один из них был
«Студия 7», в последствии названный
«Бонда». Именно этой группе принадлежит один из первых белорусскоязычных альбомов
«Месца пад сонцам» (
«Место под солнцем»), который создавался почти весь 1986 год в самодельной студии на четвертом этаже минского Института Культуры. С этим альбомом «Бонда» «зародила белорусские музыкальные традиции нонконформизма и смогла аккумулировать творческие возможности молодых музыкантов». Но, после четырехлетнего пребывания на белорусском музыкальном Олимпе, распадается «Бонда», из которой выделяются несколько коллективов, самыми успешными из которых станут «Ulis» и «Крама».
«Ulis» начинает свою концертную деятельность в 1989 году. Идеологом группы стал гитарист
Вячеслав Корень, а на роль вокалиста был приглашен… грузчик ранее упоминавшегося «Сузоря» Андрей Патрей (кто бы мог подумать, что он останется самым лучшим вокалистом в истории «Ulis»). Удачные концерты свели коллектив с польским звукорежиссером Ричардом Шмитом. Для будущего лучшего звукорежиссера Польши работа с «Ulis» станет первой с не симфоническими коллективами. Осенью 1989 года группа приехала на несколько дней в город Ольштин, чтобы записать альбом, который в дальнейшем обозначит уровень белорусского рока начала 90-х. Фактически за три дня был записан альбом
«Чужаніца» (
«Чужак»), который сначала вышел на аудиокассетах, а через два года был издан на пластинках студией «Мелодия». Но признание альбом получил сначала за границей в Польше, Эстонии, Германии. Тем не менее, этот альбом можно считать одним из самых лучших в истории белорусской музыки, а песни из него остаются актуальными и сейчас. В 1990 году группа выпустила не менее интересный альбом
«Краіна доўгай белай хмары» (
«Страна большой белой тучи»), но вскоре группу покидает ряд музыкантов, в том числе и вокалист Патрей, и альбом 1993 года
«Танцы на даху» (
«Танцы на крыше») хотя и стал еще более хитовым, но… был не тем «Ulis». Хотя группа продолжала существовать и стабильно выпускать новые альбомы, последний из которых,
«Люстэрка» (
«Зеркало»), вышел в 2003 году. На нем впервые запел сам Корень, который все эти годы не оставлял свое детище.
А тем временем перестройка продолжалась. Началась «рок-оттепель». Именно в это время появляется группа
«Мроя» (
«Мечта»), которая пугает комсомольские организации своей «антисоветской» гражданской позицией. Лидером группы был еще молодой
Лявон Вольский, о котором придется вспомнить еще не раз. Группа давала множество концертов по всей Беларуси и в скором времени стала самой главной рок-группой страны. Даже отношение государственных организаций к «Мрое» изменилось. Случилось необыкновенное: музыкальные журналисты
Анатолий Мельгуй и
Витовт Мартыненко отправили письмо на «Мелодию» с предложением сделать запись талантливых музыкантов из Минска, а через некоторое время пришел положительный ответ. В Минск была отправлена большая передвижная станция для записи альбома «Мрои». Три дня беспрерывной работы и вот они, 8 песен для альбома
«Дваццаць восьмая зорка» (
«Двадцать восьмая звезда»). В итоге получился замечательный арт-рок, популярность группы еще больше возросла.
На месте вскоре развалившейся «Мрои» появляется новая группа, с тем же составом, но с другой музыкой и идеологией
N. R. M. (
«Незалежная Рэспубліка Мроя»). В 1995 году появился первый их альбом
«ЛаЛаЛаЛа», а еще через год второй
«Одзірыдзідзіна», который принес (или вернул?) группе массовую популярность. Всего две недели, проведенные в гостинице «Агат», родили Беларуси новых героев. Острые тексты Вольского, необыкновенные эксперименты Павлова с гитарой оказались востребованы в «смутное время». Вместе с «Одзірыдзідзіной» развивалась идеология N. R. M. как виртуального государства, где все музыканты поделили между собой полномочия, а с выходом в 1998 году
«Пашпарта грамадзяніна N. R. M.» (
«Паспорт гражданина N. R. M.»), каждый человек смог стать гражданином этой необыкновенной страны, где есть музыка и правда, где нет грязной лжи со стороны настоящего государства. N. R. M. остаются по сей день самой лучшей группой Беларуси, записывают новые песни и дают полулегальные концерты…
В 1993 году выходит первый альбом еще одного осколка «Бонды» группы
«Крама» (
«Магазин»)
«Хворы на рок-н-рол» (
«Больной рок-н-роллом»). Первый и лучший, как часто бывает, хотя фирменный «крамовский» звук группа получила лишь в 1995 году с альбомом
«Камэндант» (
«Комендант»), записанном в бомбоубежище пивзавода «Крыніца». «Крама» стала второй группой после «Ulis», которой заинтересовалась Европа («Ulis» в свое время выступали с живым концертом даже на радио BBC в Лондоне): при помощи английского бизнесмена Нева Мейсона в Великобритании был издана англоязычная версия первого альбома группы под названием «Vodka on ice». Это стал вообще первый СD в истории белорусской музыки. В 2005 году «Крама» выпустила первый официальный сборник лучших песен
«Будзь разам з намі» (
«Будь вместе с нами»). В него вошли песни со всех шести альбомов, которые были записаны заново вместе с джаз-бэндом
Apple Tea.
Фолк-рок «Песняров», хард-рок N. R. M., блюз «Крамы» все было в белорусской музыке, не было только настоящего панка! Но и он появился вместе с группой
«Neuro Dubel». И хотя их первые записи появились еще в 1991 году, полноценный альбом, «Умные вещи», увидел свет лишь в 1995 году. Кроме того, что этот альбом представляет собой смесь всего того, что было придумано
Куллинковичем и компанией за первые годы жизнь группы, так он стал еще и первым двойным альбомом в белорусской музыке. Самое главное в нем то, что он записывался живьем, т.е. просто подключалась аппаратура и игралось музыка. Таким образом, получился настоящий живой панк!
Вообще же в середине 90-ых белорусский рок держался на трех китах: N. R. M., «Ulis» и
«Новое небо». Но если первые два полностью мужские коллективы, то лицом «Нового неба» была
Кася Комоцкая, первая белорусская фронтвумен. Над альбомами «Нового неба», в свое время, работали все самые лучшие музыканты страны, которые в итоге сложили необыкновенно звучание НН и занесли его в историю белорусской музыки навсегда. Сама Комоцкая всегда вела себя именно как настоящая рок-вумен, а после записи песни
«Прэзідэнт, ідзі дамоў» (
«Президент, иди домой!») Кася еще стала вызывать зуд у государственных мужей! Вообще белорусский рок 90-ых останется в памяти, как очень политизированный. А иначе быть не может: рок-музыка всегда отражает происходящие рядом социальные процессы и несправедливость, который было и остается в Беларуси в достатке :(
Именно с середины 90-ых начинается серьезное давление на рок-музыкантов. С этих пор они все чаще и чаще объединяются вместе и записывают «супольные» (совместные) проекты. Первой ласточкой среди них стал
«Народны альбом», записанный благодаря художнику и поэту Михаилу Анемпадистову, ставшему автором и идеологом проекта. Над записью альбома работали, уже не раз упоминавшиеся, Вольский, Камоцкая, а также
Александр Помидоров, баянист
Сергей Ахромович и другие. Для альбома были записаны 27 разностилевых композиций: от простых народных песен до романсов. Это был первый совместный опыт, а после будут еще
«Сьвяты вечар»,
«Я нарадзіўся тут»,
«Скрыпка дрыгвы»…
Что представляет собой белорусская музыка нового тысячелетия? Это все те же запреты (хотя на радио и должны звучать 75% белорусской музыки, рок там встретить практически невозможно), все те же проблемы с записью, с изданием альбомов. Зато есть энтузиазм, есть великолепные музыканты и идеи. За последние пару лет появились замечательные группы
«Indiga», с прелестной вокалисткой Русей,
«Zet», все того же Вольского, христианский рок-метал-коллектив
«Tesaurus», совсем молодые ребята из команды
«Крок» (
«Шаг») и многие другие. Кроме того «динозары» белорусской музыки N. R. M., «Neuro Dubel», «Крама» продолжают выступать (хотя в 2005 году еще не отменяли, тьфу-тьфу, концерты только N. R. M., а вот, к примеру, 8 концертов «Neuro Dubel» уже не состоялись), работать над новым материалом.
Надеюсь, теперь вы имеете хоть какое-то представление о белорусской рок-музыке. Конечно, в статье представлены сухие данные, которые не могут показать всю красоту музыки. Поэтому после статьи будет список ссылок, по которым вы сможете скачать некоторые песни, и тем самым познакомиться поближе с белорусской музыкой.
Жыве Беларусь!При написании статьи использовались следующие материалы:Залатыя дыскі беларускага рок-н-рола
Заля славы беларускага рок-н-ролу
Ссылки на mp3:
Почти все песни N. R. M. и ряд других исполнителей
Сузоре «Старый мост»
Бонда «Прыйдзе іх дзень»
Бонда «Стэфка»
Бонда «Атлантыда»
Бонда «Да неба»
Мроя «Вайна»
Мроя «Краіна крывавых дажджоў»
Ulis «Пляц Францыска»
Ulis «Цягнік на Нясьвіж»
Ulis «Краіна ў кратах»
«Крывавае сьвята» (проект «Я нарадіўся тут», исполняет Александр Помидоров)
P.S. Если вас заинтересует какая-либо из белорусских групп, пишите мне в комменты в ЖЖ :)