The Notwist – Neon Golden [City Slang, 2002]

12 мая 2004 г.

Neon golden - музыка для одиноких влюбленных мечтателей, со своими тараканами в голове, живущих неподалеку от железнодорожных путей и коротающих время, наблюдая проходящие мимо поезда. Если в этом описании вы узнали себя, то дальше читать этот обзор вам не стоит, у вас теперь другая забота – срочно найти альбом немецкого коллектива The Notwist. Остальные же могут продолжить.

Neon golden - музыка для одиноких влюбленных мечтателей, со своими тараканами в голове, живущих неподалеку от железнодорожных путей и коротающих время, наблюдая проходящие мимо поезда. Если в этом описании вы узнали себя, то дальше читать этот обзор вам не стоит, у вас теперь другая забота – срочно найти альбом немецкого коллектива The Notwist. Остальные же могут продолжить.

Я уже несколько раз начинал писать вступление к рассказу о группе The Notwist и их альбоме, но результат не устроил меня. Прочитав бесконечное множество положительных рецензий на их шестой (сам не считал) по счету диск Neon golden (кстати, одна из них начиналась как моя «…я две недели думал над вступлением к этому обзору…»), я решил отразить только свое, особое, об этом альбоме. Перечитывая сейчас свои первые попытки, могу сказать следующее, как я ни старался быть сдержанным в личных оценках, выходило все наоборот и весь обзор напоминал комочек моих эмоций и переживаний, расправленный на плоскость бумаги (конечно вру, не бумаги, а дисплея). Понять, что за группа и какую музыку играют The Notwist из моим заметок было практически невозможно (хотя понять, что они еще и поют было можно). И вот приступив к очередной попытке, обещаю попытаться рассказать об альбоме и группе как можно больше, а не о том, сколько ночей, закрыв глаза, я не спал, а слушал 41 неоново-золотую минуту плюс 28 неоново-золотых секунду.

Ну что же, поговорим о музыке. Честно говоря, я не в курсе, кем был тот человек, что первый подарил на день рождение рок музыканту компьютер, и тем более кто был этим музыкантом. Но, что из этого вышло, мы все не раз слышали (Radiohead до сих пор наиграться не могут). Электронщики тоже давно вооружились гитарами и палочками для барабана. Нет, нет, да и выдают что-то рок-н-роллоподобное. Сказать что немецкие электронные нео-романтики (это не я придумал) The Notwist играют рок музыку довольно сложно, хотя многие источники в графе стиль упорно выдают rock - наверно по старой памяти - в конце 80-х группа с названием The Notwist играла сердитый баварский панк (а у кого из нас рыльце не в пушку). Впрочем, и электронщики их к себе не берут, за уж слишком явные «следы гитарного альтернативного рока: каркас, ритм, риффы американских классиков жанра». По отдельности заведую несколькими, иногда сугубо электронными, музыкальными проектами (Tied and Tickled Trio, Lali Puna, Console, Village of Savoonga, Potawatomi) музыканты The Notwist вместе делают альбом, отправляемый многими изданиями в подкатегорию «indie-pop», (тогда как русскоязычные источники признают в них «взрывателей электронной сцены»).

Хм, может стоит разобраться, что на самом деле творят Мартин Мессершмидт (Martin Messerschmid), Мартин Гречман (Martin Gretschmann), Маркус и Миша Ахер (Markus Acher, Micha Acher) вместе с небольшой группой приглашенных музыкантов (а именно: саксофонистов, кларнетистов, пианистов, виолончелистов и операторов других музыкальных инструментов, некоторые из названий которых мне ничего не говорят). Возможно, ответить на этот вопрос будет легче, обратившись, так сказать, к корням. Тут, правда, тоже небольшая путаница: к предкам The Notwist они сами, а также их критики относят: а) Sonic Youth (так значит это рок), б) Autechre (нет, все же чистая немецкая электроника - правда в британском исполнении;)), в) Dinosaur Jr. (рок енд ролл), г) Oval ( электроника, немецкая, самая что ни на есть электронная, и опять по новой…).

Разбираться дальше не имеет смысла, как и не имело это смысла до этого, потому что все уже поняли, что, начав разговор о стилях, автор этих строк придет к выводу, что музыка описываемых уникальна и не попадает в рамки имеющихся сейчас определений (ну или придумает свое оригинальное, на этом и успокоиться). А вот и нет вам, автор одной критической статьи, в которой группа обвиняется в предательстве школы честных немецких электронщиков, называет The Notwist продолжателями «сонграйтерской» традиции, или проще, коллективом авторской песни, поющим у костра свои грустные и простые песни под звуки гитары и треск горящих веток. И возможно с этим определением я готов согласиться, только вместо огня – свет от экрана лэптопа, вместо треска огня - щелчки, хруст и ломаный электронный ритм, а вместо людей у костра – непрочитанные письма в твоем электронном ящике.

Разобравшись со стилями, можно переходить непосредственно к альбому (если кому-то интересно - он красный). У него интересная история. Выйдя в Европе в 2002 на лейбле City Slang, он был недоступен для американских слушателей. Самые продвинутые из них, начитавшись хвалебных отзывов, приступили к выуживанию Neon golden из сети или копированию на болванки у своих европейских друзей. Затем радостно и чувством внутреннего превосходства включали The Notwist в список лучших альбомов прошедшего года на различных форумах. При этом на вопрос «А кто это такие?» они недоуменно смотрели на собеседника, удивленно отвечая «Как, ты не слышал The Notwist?”. Ситуация пошла на поправку в 2003 когда Domino выпустил альбом в штатах. В конце 2003 Neon golden красовался практически во всех американских чартах альтернативной и не только музыки, и рекомендовался, как обязательный для прослушивания среднестатистическому любителю хорошей музыки (не верите, проверьте сами).

В России альбом Neon golden так и не появился (какая неожиданность), не смотря на то, что в 2002 году Маркус Ахер – голос из The Notwist – появлялся в Москве и Питере со своим проектом Lali Puna. На каком-то телеканале (но точно не музыкальном) можно было даже увидеть видео The Notwist на песню "Pick up the Phone", в котором нешуточные страсти разгораются между плюшевыми мультипликационными животными (не помню правда какими, вроде зайцем и мишкой. Кстати именно так я впервые и услышал The Notwist).

Neon golden (немецкое издание City Slang) состоит из десяти треков. Каждый из них вполне годиться как отдельное произведение, но вместе они создают нечто более сложное, чем просто “десять треков вместе”, во всяком случае услышав альбом целиком хоть раз, разъединять их становиться довольно сложно.

Все начинается с "One Step Inside Doesn’t Mean You Understand", точнее с подергивания гитарных струн в начале этого трека, с небольшими паузами, пока наконец не вступает поддерживаемый чем-то напоминающим гармонику Маркус Ахер "Prepare your shoes not to come back soon, prepare your heart not to stop too soon…". Слова вполне соответствующие моменту (только если конечно вы не абсолютно бессердечный человек, игнорирующий обувь в любом ее виде)….

Позволю себе сделать небольшое отступление по поводу голоса и текста песен The Notwist . Впервые услышав Маркуса Ахера, я представил себе прилежного немецкого школьника на уроке английского языка - все правильно и четко, все легко различимо (тем более для не особо понятливого уха российского слушателя). Забудьте о сложных грамматических конструкциях. Все песни построены на простых однозначных фразах, часто кочующих из песни в песню (первое время даже путался – а тот ли это трек?). Вторая особенность – голос Ахера всегда спокоен и рассудителен. Даже в моменты, когда, казалось, уже некуда деваться и музыка заставляет кричать или задыхаться, умолкать или плакать, он продолжает свой монотонный пересказ. Маркус не проявляет умопомрачительных голосовых способностей. Его голос мягок и прост. Но его с первого взгляда кажущееся безразличной монотонность сродни лучу абсолютно чистого белого света, прячущем в себе в себя все другие цвета. Все, что требуется это добавить музыку, которая призмой выпускает в наши уши радугу всевозможных эмоций, содержащихся в небольшом монотонном пучке, голосе Маркуса Ахера (хм, это было весьма образно). Слова, произносимые этим голосом также просты, и вы не заметите сами, как станете частью песен. Будете повторять слова Neon golden своим близким, любимым. Нет ни места, ни времени действия – все подвешено в бесконечности, в комнате непроницаемого воздуха, в доме недалеко от железнодорожных путей, где есть только «я». И в голове этого «я» мысли о «тебе», о «них» и «нас».

….Последние слова первого трека вполне оптимистичны "…You’re the Freak", но они уже не одиноки, а окружены смесью звуков непонятной электроники, перкуссий, гитары и шума медленно съедающего этот акустический симбиоз. "Pilot" – второй трек альбома, покажется родным для знатоков музыки New Order. Гитара, четкий ритм лишь с небольшими отклонениями от нормы, голос, немного электроники и эффектов для красоты и готово. "Pick Up the Phone", на который было снято мультипликационное видео немного сложнее, больше слышна работа компьютера, чуть более сложный, немного ломаный ритм, чуть больше семплов, повторяющаяся гитара, чуть больше шумов. "Trashing Days" – прошло некоторое время, прежде чем я окончательно признал в нем один из моих любимых треков с альбома. Начинаясь с безразличного подергивания струн банджо (и где интересно я это взял, нет не спрашивайте, но сам бы я не догадался), он переходит в нечто захватывающее путем прибавления саксофоноподобных звуков на все том же фоне голоса Маркуса. "This Room" - середина альбома - вначале трудно отличить от просто живого drum’n’bass трека. Но он дожидается гитары и Маркуса, "No matter what we say, no matter what we think, we will never, will never leave this room. What are we going to do about this?" – в принципе больше слов в этой песни нет, если не считать возникающего на середине, изрезанного на части и перемешанного голоса вкупе с щелчками и басом, но в этом бессмыслице голос Маркуса Ахера приобретает свое новое, не менее красивое содержание.

Во второй половине альбома вы найдете: "Solitaire" - на одно ухо наполненный струнами и голосом, на другое ударными; далее следует развивающийся по нарастающей, жизнеутверждающий и самый «мейнстримовский» на альбоме "One with The Freaks" и заглавный трек "Neon Golden", вобравший в себя всю палитру электронно-живых звуков - всевозможные ударные, барабаны и струнные.
И все заканчивается "Off the Rails" и "Consequence", одними из самых красивых треков. "Off the Rails", где наконец-то щебечет скрипка, окруженная другими струнными, грустен и великолепен. Слова "...this is all I know, sitting still to watch the engines come and go..." повторяются несколько раз и полностью захватывают вас, напоминая Joga Bjork, но только как-то мягче и теплее.

Последний трек "Consequence" – стал для меня олицетворением музыки The Notwist, любимой песней. (Трудно описывать песню, влезшую в твою жизнь). Но лучшего завершения для этого альбома придумать было невозможно. Песня поражает тебя, всем: словами, звучанием, ритмом, всем вместе, прямо в сердце или где там у нас сидит душа. Начавшись простым ритмом, совмещенным с любимыми знакомыми звуками подергивания струн, по ходу наслаивает и акустическую гитару и слова и клавишные и небольшой оркестр. "...fail with consequence, lose with eloquence and smile..." – и вы улыбаетесь, может и плачете, но улыбаетесь (это подметил не я, но это так). Потом небольшая пауза из ударных и клавиш и потом все ради чего вы мучили свои уши почти сорок минут – "..leave me paralyzed, love. Leave me hypnotized, love...".

Вот похоже и все об альбоме. Для меня больше нет смысла обсуждать принадлежность The Notwist к каким-то стилям, направлениям, я готов согласиться на все, и я согласен со всеми. Как пишут в обзорах, все работы выпущенные The Notwist после Neon golden недостойны такого пристального внимания. Сам я сказать что-либо по этому поводу не могу, так как не хочу слушать их. Наверно не хочу разочароваться. Для меня есть только этот альбом, и он стал больше чем просто еще один диск на моей полке. Да, еще одно, если вы смогли дойти до этих строк, то похоже в вашей жизни появилась еще одна забота, разыскать альбом Neon golden. Но не говорите потом, что вам он показался не таким интересным, как описывал его я, что он не понравился вам. Он вам понравился. Еще как. Просто one step inside doesn’t mean you understand.


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 23 февраля-1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1-8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8-15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 22-29 марта

Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 12-19 апреля

На этой неделе: Джеймс Хетфилд набил необычную татуировку, Кортни Лав проехалась по Тейлор Свифт, а Шон Леннон и Джеймс МакКартни выпустили совместную песню.


Читать дальше