Вселенная лирики Моррисси так огромна, что можно быть уверенным – от приговора не спасен никто. Мы все – клоуны с разбитыми сердцами, как говаривал Уайльд.
Дослушайте до конца песню "All you need is me", если вам нужны доказательства того, что Моррисси безвременно велик, чтобы можно было найти достаточную долю дерзости и подвергнуть его творчество какому бы то ни было анализу. В вышеозначенной песне он поет "You gonna miss me, when I'm gone" и завершает эту строчку какой-то дразнилкой, которую он мог унаследовать, например, от Буратино. На этом хватит.
В конце концов, это непростительно – писать, хорош ли альбом музыкально, хрипит голос Моза, или где-то шепелявит. Насколько жестоко размазал возраст силы английского недотроги. Мне даже как-то стыдно называть его "Моз". Вот Галлахера, какого угодно, я нашел бы в себе силы назвать Мозом. А когда к вам прилетает некий сказочный грифон, садится на перила балкона, а в отражении его глаз вам видится невыразимый ужас и насмешливая ирония, уж никак вы не сможете обратиться к нему "Вася", или "Моз".
Нет, все наоборот. Моя подруга всегда от души хихикала, когда смотрела знаменитое видео с Top of the pops, где Стивен Патрик Моррисси, пока звучала фонограмма, плясал с хвостом из цветов, торчащим за спиной, и намеренно отводил микрофон от губ, когда нужно было мимикрировать лайв. Она говорила: "Ты посмотри только, до чего он нелепый! Это же просто нелепый, забавный Бадди Холли".
И я не понимал, к чему этот изысканный gentle man, почитающий Уайльда, говорящий в своих интервью, что он любит целыми неделями сидеть дома и толком ничего не делать, а потом выходить за дверь, чтобы погулять в тени кладбищенских плит, к чему он копирует своей образ с техасского последователя Элвиса Пресли? Наверное, для таких любопытствующих, как я, Моррисси пытался раскрыться в танце с букетом в заднице. Этот танец мог бы все объяснить словами завершающий последний альбом песни - "I'm OK by myself".
Странный одиночка, будораживший жажду английских девочек своим трогательным отшельничеством, о нем можно было бы сказать – "гений парадокса", если бы это исчерпывало значимость его творчества. Но этот ярлык не имеет смысла, потому что не успеете вы убедить себя, что поняли Моррисси, спалили все его карты, как он ускользнет, и в его руках будет уже другая колода.
Первый раз можно не слушать альбом "Years of Refusal". Можно просто прочитать треклист. "Sorry Doesn't Help", "That's How People Grow Up", "One Day Goodbye Will Be Farewell" – просто какие-то жуткие вороны декаданса, судя по заглавиям. Но за каждой из этих песен, как ни крути, прячется ухмылка карикатурного Бадди Холли. Это непременный линчевский статист, который и держит на себе весь ужас истории.
Второй раз хорошо послушать альбом, пребывая в несчастии, или унынии. Посчитать, сколько раз вам станет легче, когда Моррисси расскажет о том, что у него тоже все паршиво, как и у всех людей, но он вроде как живет более-менее, и что такие слова, как "прости" и "прощай" – жуткие и глупые, а вот если ты сломаешь позвоночник в аварии, то тут уже не до сантиментов. Станет невыносимо одиноко и невыносимо легко, как от леденцов против кашля с ментолом.
За одну только "How Soon Is Now?" Моррисси достоин вечного почитания. Но оно всегда будет идти по обочине того ощущения, ощущения грустно веселой и страшно нелепой бессмыслицы, которая волей закономерности стала верховодить в отношениях между людьми, желающими любить и обреченными быть навсегда одинокими.
Вселенная лирики Моррисси так огромна, что можно быть уверенным – от приговора не спасен никто. Мы все – клоуны с разбитыми сердцами, как говаривал Уайльд. А раз так, то будет одно удовольствие увидеть одинокого английского гения на российской сцене. Раз уж все заведомо несчастны, давайте выберем самый шикарный букет цветов, чтобы танцевать под поэзию обреченных.
Morrissey
29 июня: Санкт-Петербург, Манеж Кадетского корпуса, билеты от 2300 р.
1 июля: Москва, Б1, билеты от 3000 р.
Сегодня – Дуа Липа в образе русалки, Daft Punk в образе людей, а Тиль Линдеманн – сразу в нескольких образах.
Сегодня: народ против Тома Мейгана, Джонни Гринвуд богатеет на масле, а Тейлор Свифт делает добро.
Сегодня: Роберт Смит и Ник Кейв рассуждают о монархии, Билли Корган – о смене имени, а корейский чиновник решает подзаработать.
На этой неделе: Рита Ора восхищается мужем, Джонни Марр – гитарами, а Лиам Галлахер – искусственным интеллектом.
Сегодня – Ноэл Галлахер ворчит на кофейни, Трэвис Баркер заливает горную воду в задницу, а вещи Фредди Меркьюри идут с молотка.
На этой неделе – Tenacious D играют в приставку, Daft Punk дарят неслыханный подарок, а Карл Дженкинс поясняет за шмот.
На этой неделе – малайский политик против Coldplay, Албарн ставит на Галлахеров, а Стинг и Билли Корган обсуждают будущее.
На этой неделе – очередная ругань между Галлахерами (нет, не надоело), пение Эрика Кантона и скандал вокруг Rammstein.