Meanwhile in Russia. 2014-2015: Новая надежда?

Николай Грунин – о лучшем, что произошло с мейнстримовой отечественной музыкой в 2014 году.

Да простят меня яростные поклонники группы Royal Blood (которая – вангую – займет первое место по итогам нашего «народного голосования-2014»), все самое интересное в музыке в уходящем году происходило в России. При этом M-E.ru освещал события по эту сторону государственной границы крайне вяло (попенять за что, впрочем, кроме себя самого мне некому), и этот обидный дисбаланс просто-таки напрашивался на выравнивание. Представляю вашему вниманию краткий дайджест российской музыки-2014, не появлявшейся на наших страницах.

 

Для начала о крупной форме. Даже если не рассматривать спорную для поклонников западного инди группу ДДТ (которая, между тем, альбомом «Прозрачный» как раз-таки доказала, что хочет и может звучать как хорошее западное инди в формате, скажем, James), тем для беседы тут хватает. Наиболее выдающимися, как и во времена старого доброго печатного российского NME, стали Найк Борзов и Дельфин. Впрочем, выдаются они очень по-разному. Найк, этот российский Дэйв Грол, и поп-швец, и софт-рок-жнец, и панк-игрец, выдал ошеломляющий альбом, на котором продемонстрировал все свои ипостаси разом. Дельфин же пошел на эксперимент и просто зачитал под минималистичные шумовые эффекты лучшие образцы своей поэзии. Нет, к «старому» рэп-Дельфину это не имеет никакого отношения, равно как и к новому, искрящемуся фанатской любовью к Sonic Youth. Альбом «Андрей» – это больно, страшно, депрессивно и чертовски талантливо одновременно. Впрочем, из категории «музыка» я бы эту запись исключил – здесь скорее пахнет чистой поэзией и современным искусством.

 

 

 

Традиционно сильно выступило екатеринбургское трио 4 позиции Бруно/Птицу ЕмЪ, что особенно ценно в свете того, что для последнего проекта альбом «Доброе чувство» стал финальным. Разделять музыку коллективов на два уже действительно не имеет смысла – теперь это однородный поток злого психоделик-даба с восхитительными текстами. Адское финальное рэгги «Солдаты» с «Я заказан» стало в моей фонотеке самым прослушиваемым треком за последние 12 месяцев, а прилипчивая «Наноничтожество» Птицы – главный претендент в номинации «Танцевальный трек года». Картина мира музыкантов, включающая кровожадных сектантов, несчастных менеджеров клининга, враждебно настроенных по отношению к людям насекомых и преподавателей ОБЖ с замашками зеков, отражает окружающую нас действительность в кривом зеркале, выдавая одновременно смешные и страшные, но безусловно узнаваемые образы.

 

 

Самым спорным русским альбомом года стал, пожалуй, полноформатный дебют Нади Грицкевич и ее группы Наадя. Проведя блестящую краудфандинговую компанию и обратив на себя взор ровно всех околомузыкальных СМИ, Надя выдала интригующую затравку в виде EP «Сто дней», но в полном формате ей, пожалуй, банально не хватило разнообразия. Там, где «Сто дней» электронно-танцевальной подложкой рождал ассоциации с Florence And The Machine, вяло-меланхолический настрой дебютного альбома вызвал не самые выигрышные для Грицкевич ассоциации с Земфирой. Отмечу, правда, что качество музыкального и исполнительского материала осталось на высоте, и группа явно заслуживает второго шанса, да и правильно-активный, местами просто-таки агрессивный пиар, буквально заставивший самую разнородную публику узнать артистку поближе, достоин всяческих похвал.

 

 

Еще интереснее дела обстояли на фронте разнообразных мини-альбомов. Этот формат, наиболее популярный до изобретения менеджментом группы The Beatles альбома как понятия, сегодня является для молодых русских рок-музыкантов наиболее приемлемым и соответствующим формуле «затраты < результат». В частности, прекрасный мини-альбом «Новые песни. Май» выпустила казанская группа Harajiev Smokes Virginia, известная благодаря творчеству на стыке прогрессив-рока 70-х и песен советских ВИА примерно того же периода. На новом EP чувствуется крен в сторону альтернативы образца Animal JAZZ, но основа осталась той же – это звонкие, мелодичные, позитивные песни, расцвечивающие унылую грязную зиму за окном настоящими весенними красками.

 

 

Но из земной юдоли – в неведомые боли. В редакционной статье по итогам 2013 года я уже отмечал, что самая живая, свежая, непосредственная, хотя и своеобразно-депрессивная музыка идет к нам экспортом из Белоруссии, и эта теория получила довольно-таки неожиданное подтверждение. Группа Серебряная Свадьба, прежде работавшая в стиле бурлеск-кабаре и промышлявшая радиоформатным поп-роком в духе Несчастного Случая, выпустила мини-альбом “Ag”, коим заявила о себе на ниве пост-панка и даже, не побоюсь этого слова, шугейза. Это – тот случай, когда всего тремя песнями можно сказать больше, чем иным альбомом. Вдохновившись (в лирике) Егором Летовым и Янкой Дягилевой и (в музыке) чуть ли не Jesus And Mary Chain и Cocteau Twins, группа выработала, кажется, новую формулу русской музыки, умной и драйвовой одновременно. «В прекрасном и яростном мире/В шестиметровой квартире/Немыта посуда/С надеждой на чудо/Я рисую фломастером тайны далеких планет/Выбора нет/Как хотите, но я не отсюда», – поет вокалистка Светлана Вацловна Залесская-Бень и с легкостью берет виртуальный приз в номинации «Песня года», причем за все три песни сразу. Удивительно даже, что Серебряная Свадьба объявила этот EP разовым экспериментом. Искренне надеюсь, что это не так.

 

 

И еще об одном мини-альбоме – прекрасной электроклэш-диверсии от «Барто». «НННН» – идеальная игривая отповедь непризнанным музыкантам, опустившим руки перед очередным полупустым концертным залом. Не хуже неожиданно позитивная «Молдаванин» и дуэт с Александром Ливером из НОМ «Monstra». Барто вообще свойственно выпускать ударные синглы и мини-альбомы – к примеру, перед выпуском в 2013 году «Прекрасной эпохи» вышло посвящение Михаилу Горшеневу «Корни» и актуализированный кавер на главного фрика всех времен Клауса  Номи – и оба они на альбом не попали. Надеюсь, что однажды все эти мощные треки будут объединены в ударный альбом и выпущены отдельным винилом – это материал, в высшей степени достойный вырезания сапфиром на меди.

 

 

Не могу отдельной строкой не упомянуть о том, что в преддверии выпуска весной полноценного альбома Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки обнародовала очаровательную «Точку» с Ильей Черепко-Самохваловым (Петля Пристрастия, Кассиопея) на вокале. Результат неожиданной коллаборации получился трогательным, но одновременно почти дискотечным – по слухам, на втором альбоме КДИМБ нас ждет больше электроники и упругих басовых хуков.

 

И вот еще что. Несмотря на то, что заработать на музыке в нашей стране у музыкантов отчаянно не получается, многие из них еще способны на поистине благородные поступки. По инициативе фонда «Подари жизнь» многие из тех, о ком мы пишем на страницах M-E.ru, объединились для записи благотворительного новогоднего сборника «НГ 15», для которого записали новые песни. Не знаю, как вам, а мне эта идея кажется очень правильной, и главное – хорошо исполненной, ведь одна только «Над Москвой» Manicure стоит того, чтобы послушать, а может быть даже и купить этот альбом в iTunes или Google play. Кстати, все средства, вырученные от продаж сборника, пойдут на помощь детям и молодым людям с тяжелыми онкологическими и гематологическими заболеваниями. Ознакомиться с треками "НГ 15" вы можете чуть выше и правее.

 

На этом рубрика Meanwhile in Russia прощается с вами до нового, 2015 года, обещающего принести еще больше приятных новостей и хороших русскоязычных артистов. С новой надеждой, друзья!



Для прослушивания необходим QuickTime плеер

Самые популярные

Enter Shikari выпускают новый альбом

Первый сингл уже можно послушать.


Читать дальше

The Strokes дразнятся

Гадаем по соцсетям.


Читать дальше

Лиам Фрай из Courteeners: Эта группа - моя жизнь!

У манчестерцев The Courteeners недавно вышел новый альбом "More. Again. Forever". NME встретился с фронтменом группы и обсудил разные вопросы, в том числе мизогинию, Мэтти Хили из The 1975 и смерть гитарной музыки.


Читать дальше

Foo Fighters готовят новый альбом

Дэйв Грол просто дождаться не может, когда уже люди смогут оценить.


Читать дальше