Meanwhile in Russia. 2014-2015: Новая надежда?

26 декабря 2014 г., Разместил: Николай Грунин

Николай Грунин – о лучшем, что произошло с мейнстримовой отечественной музыкой в 2014 году.

Да простят меня яростные поклонники группы Royal Blood (которая – вангую – займет первое место по итогам нашего «народного голосования-2014»), все самое интересное в музыке в уходящем году происходило в России. При этом M-E.ru освещал события по эту сторону государственной границы крайне вяло (попенять за что, впрочем, кроме себя самого мне некому), и этот обидный дисбаланс просто-таки напрашивался на выравнивание. Представляю вашему вниманию краткий дайджест российской музыки-2014, не появлявшейся на наших страницах.

 

Для начала о крупной форме. Даже если не рассматривать спорную для поклонников западного инди группу ДДТ (которая, между тем, альбомом «Прозрачный» как раз-таки доказала, что хочет и может звучать как хорошее западное инди в формате, скажем, James), тем для беседы тут хватает. Наиболее выдающимися, как и во времена старого доброго печатного российского NME, стали Найк Борзов и Дельфин. Впрочем, выдаются они очень по-разному. Найк, этот российский Дэйв Грол, и поп-швец, и софт-рок-жнец, и панк-игрец, выдал ошеломляющий альбом, на котором продемонстрировал все свои ипостаси разом. Дельфин же пошел на эксперимент и просто зачитал под минималистичные шумовые эффекты лучшие образцы своей поэзии. Нет, к «старому» рэп-Дельфину это не имеет никакого отношения, равно как и к новому, искрящемуся фанатской любовью к Sonic Youth. Альбом «Андрей» – это больно, страшно, депрессивно и чертовски талантливо одновременно. Впрочем, из категории «музыка» я бы эту запись исключил – здесь скорее пахнет чистой поэзией и современным искусством.

 

 

 

Традиционно сильно выступило екатеринбургское трио 4 позиции Бруно/Птицу ЕмЪ, что особенно ценно в свете того, что для последнего проекта альбом «Доброе чувство» стал финальным. Разделять музыку коллективов на два уже действительно не имеет смысла – теперь это однородный поток злого психоделик-даба с восхитительными текстами. Адское финальное рэгги «Солдаты» с «Я заказан» стало в моей фонотеке самым прослушиваемым треком за последние 12 месяцев, а прилипчивая «Наноничтожество» Птицы – главный претендент в номинации «Танцевальный трек года». Картина мира музыкантов, включающая кровожадных сектантов, несчастных менеджеров клининга, враждебно настроенных по отношению к людям насекомых и преподавателей ОБЖ с замашками зеков, отражает окружающую нас действительность в кривом зеркале, выдавая одновременно смешные и страшные, но безусловно узнаваемые образы.

 

 

Самым спорным русским альбомом года стал, пожалуй, полноформатный дебют Нади Грицкевич и ее группы Наадя. Проведя блестящую краудфандинговую компанию и обратив на себя взор ровно всех околомузыкальных СМИ, Надя выдала интригующую затравку в виде EP «Сто дней», но в полном формате ей, пожалуй, банально не хватило разнообразия. Там, где «Сто дней» электронно-танцевальной подложкой рождал ассоциации с Florence And The Machine, вяло-меланхолический настрой дебютного альбома вызвал не самые выигрышные для Грицкевич ассоциации с Земфирой. Отмечу, правда, что качество музыкального и исполнительского материала осталось на высоте, и группа явно заслуживает второго шанса, да и правильно-активный, местами просто-таки агрессивный пиар, буквально заставивший самую разнородную публику узнать артистку поближе, достоин всяческих похвал.

 

 

Еще интереснее дела обстояли на фронте разнообразных мини-альбомов. Этот формат, наиболее популярный до изобретения менеджментом группы The Beatles альбома как понятия, сегодня является для молодых русских рок-музыкантов наиболее приемлемым и соответствующим формуле «затраты < результат». В частности, прекрасный мини-альбом «Новые песни. Май» выпустила казанская группа Harajiev Smokes Virginia, известная благодаря творчеству на стыке прогрессив-рока 70-х и песен советских ВИА примерно того же периода. На новом EP чувствуется крен в сторону альтернативы образца Animal JAZZ, но основа осталась той же – это звонкие, мелодичные, позитивные песни, расцвечивающие унылую грязную зиму за окном настоящими весенними красками.

 

 

Но из земной юдоли – в неведомые боли. В редакционной статье по итогам 2013 года я уже отмечал, что самая живая, свежая, непосредственная, хотя и своеобразно-депрессивная музыка идет к нам экспортом из Белоруссии, и эта теория получила довольно-таки неожиданное подтверждение. Группа Серебряная Свадьба, прежде работавшая в стиле бурлеск-кабаре и промышлявшая радиоформатным поп-роком в духе Несчастного Случая, выпустила мини-альбом “Ag”, коим заявила о себе на ниве пост-панка и даже, не побоюсь этого слова, шугейза. Это – тот случай, когда всего тремя песнями можно сказать больше, чем иным альбомом. Вдохновившись (в лирике) Егором Летовым и Янкой Дягилевой и (в музыке) чуть ли не Jesus And Mary Chain и Cocteau Twins, группа выработала, кажется, новую формулу русской музыки, умной и драйвовой одновременно. «В прекрасном и яростном мире/В шестиметровой квартире/Немыта посуда/С надеждой на чудо/Я рисую фломастером тайны далеких планет/Выбора нет/Как хотите, но я не отсюда», – поет вокалистка Светлана Вацловна Залесская-Бень и с легкостью берет виртуальный приз в номинации «Песня года», причем за все три песни сразу. Удивительно даже, что Серебряная Свадьба объявила этот EP разовым экспериментом. Искренне надеюсь, что это не так.

 

 

И еще об одном мини-альбоме – прекрасной электроклэш-диверсии от «Барто». «НННН» – идеальная игривая отповедь непризнанным музыкантам, опустившим руки перед очередным полупустым концертным залом. Не хуже неожиданно позитивная «Молдаванин» и дуэт с Александром Ливером из НОМ «Monstra». Барто вообще свойственно выпускать ударные синглы и мини-альбомы – к примеру, перед выпуском в 2013 году «Прекрасной эпохи» вышло посвящение Михаилу Горшеневу «Корни» и актуализированный кавер на главного фрика всех времен Клауса  Номи – и оба они на альбом не попали. Надеюсь, что однажды все эти мощные треки будут объединены в ударный альбом и выпущены отдельным винилом – это материал, в высшей степени достойный вырезания сапфиром на меди.

 

 

Не могу отдельной строкой не упомянуть о том, что в преддверии выпуска весной полноценного альбома Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки обнародовала очаровательную «Точку» с Ильей Черепко-Самохваловым (Петля Пристрастия, Кассиопея) на вокале. Результат неожиданной коллаборации получился трогательным, но одновременно почти дискотечным – по слухам, на втором альбоме КДИМБ нас ждет больше электроники и упругих басовых хуков.

 

И вот еще что. Несмотря на то, что заработать на музыке в нашей стране у музыкантов отчаянно не получается, многие из них еще способны на поистине благородные поступки. По инициативе фонда «Подари жизнь» многие из тех, о ком мы пишем на страницах M-E.ru, объединились для записи благотворительного новогоднего сборника «НГ 15», для которого записали новые песни. Не знаю, как вам, а мне эта идея кажется очень правильной, и главное – хорошо исполненной, ведь одна только «Над Москвой» Manicure стоит того, чтобы послушать, а может быть даже и купить этот альбом в iTunes или Google play. Кстати, все средства, вырученные от продаж сборника, пойдут на помощь детям и молодым людям с тяжелыми онкологическими и гематологическими заболеваниями. Ознакомиться с треками "НГ 15" вы можете чуть выше и правее.

 

На этом рубрика Meanwhile in Russia прощается с вами до нового, 2015 года, обещающего принести еще больше приятных новостей и хороших русскоязычных артистов. С новой надеждой, друзья!



Для прослушивания необходим QuickTime плеер

Самые популярные

Новости прошедшей недели: 12-19 января

На этой неделе: Дуа Липа не в восторге от брит-поп звезд, Бет Дитто вспоминает сериал Skins, а Green Day защищают свое право критиковать политиков.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 19-26 января

На этой неделе: воспоминания Шерон Осборн, очень красивая песня The Libertines и ответ Лиама Г. Дуа Липе. 


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 9-16 февраля

На этой неделе: Diiv – о том, что все мы – лягушки в кипящей воде, которые обречены медленно свариться.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 26 января - 1 февраля

На этой неделе: You Me At Six распадаются, Paramore не распадаются, а Робби Уильямс думает купить футбольный клуб.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 2-9 февраля

На этой неделе: Алекс Капранос празднует, Бет Гиббонс хандрит, а The Stone Roses делают одежду.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 16-23 февраля

На этой неделе: у всех новые альбомы и синглы, и только Стив Тайлер все судится.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 23 февраля - 1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1 - 8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8 - 15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше