Thom Yorke - Tomorrow's Modern Boxes

29 сентября 2014 г., Разместилa: Ольга Карпова

Второй сольный альбом вокалиста Radiohead, распространяемый через BitTorrent.

Прошло три года после выхода прошлого альбома, но мы все помним, как это было, так? Сначала появляются пост в блоге/пресс-релиз/и н т р и г у ю щ и й-твит. Они объявляют, что примерно через 20 минут Том Йорк выпустит новый альбом, используя некий революционный способ распространения, который станет чем-то вроде астероида диаметром в милю для ничего не подозревающей музыкальной индустрии. Социальные сети немедленно слетают с катушек, а критики соревнуются друг с другом, чтобы выдать самый первый – как правило, лестный – вердикт. Надо отдать ему должное: Том знает, как создать шумиху вокруг релиза. Хотя иногда хочется, чтобы он выкинул что-то гениально неожиданное, скажем, сплавил вниз по Темзе свою 30-футовую статую.

Последнее все больше относится и его к музыке. Прошли времена, когда Йорк – или Radiohead, раз уж на то пошло – удивляли нас чем-то другим кроме выбора бизнес модели. Плюс-минус несколько градусов к мелодии, но еще до того, как завершится закачка файлов, вы уже знаете, что получите: скудные, минималистичные синтезаторы, спонтанные тексты и нервный, порывистый ритм – все это сливается в расплывчатые песни, по сравнению с которыми «Kid A» звучит как «Slippery When Wet». Не то чтобы это было плохо. «Interference», например, отличный пример того, как можно сочетать аскетичную электронику с притягательными, часто красивыми мелодиями. Но это также напоминает о том, что «прогрессивность» – понятие относительное. Не так давно такие музыканты как Йорк состязались в изощренности художественного послания; теперь они сосредоточились на поиске самого этичного и эффективного способа его доставки.

 

Однако пусть другие беспокоятся о всех «за» и «против» продажи альбома через BitTorrent. Ажиотаж вокруг этих вирусных релизов часто может отвлекать от самой музыки, заставляя ее казаться вторичной по сравнению с обстоятельствами выхода. Возможно, безжизненный «King of Limbs» и заслуживал этой участи, но «Tomorrow’s Modern Boxes», хвала всевышнему, нет.

Говорят, в него трудно влюбиться с первого прослушивания. Клаустрофобный первый трек «A Brain In A Bottle» сходу нокаутирует слушателя своими колеблющимися басами и тревожными позывными чего-то, что звучит как электронная чайка. «Почему ты покинул нас?», – вопрошает Йорк, и вы можете представить вечно разочарованную «OK Computer»-толпу, в раздражении вскидывающую руки и отвечающую: «Это ты нам скажи!» Однако при повторном прослушивании альбом начинает раскрывать свое очарование. «Guess Again!» построена вокруг закольцованной фортепианной линии, напоминающей «Pyramid Song» и дающей слушателю ощущение, что он, будто в замедленной съемке, катится кувырком по лестнице Пенроуза, сопровождаемый зловещим предупреждением: «когда одна дверь закрывается, открывается другая». А в «Truth Ray» холодная, нечеловеческая отчужденность музыки компенсируется  напуганным бормотанием Йорка «оh my god, oh my god» и мелодией, увязавшейся за ним, словно беспокойный дух.

«The Mother Lode» – несомненно, центральный трек альбома: шесть кульминационных минут борьбы света и тени, в течение которых приветливые фортепианные аккорды запускают химическую реакцию завершения ночи, хотя и пропущенную через сознание человека, часто путающего эйфорию с проклятием. В качестве покаяния мы получаем «There Is No Ice (For My Drink)», затянувшуюся техно-разминку с названием, намекающим на самопародию.

 

В общем, вот вам коробка от Тома Йорка. Мы все знаем, что в ней, и никто не стал бы спорить о том, стоит ли ее открывать. На данный момент он в ней вполне счастлив, спасибо большое.

 

Оценка NME: 7/10



Для прослушивания необходим QuickTime плеер

Самые популярные