Music television

15 сентября 2009 г.

О том, зачем к музыке видео.

Ковбои, мексиканские проститутки, крест на окне, стоящие напротив друг друга в позе Иисуса мужчина и женщина- на часах полтретьего ночи. Я сижу, укутавшись в одеяло, перед телевизором и смотрю старые клипы под хруст чипсов. Есть ночью вредно, но иначе просмотр теряет свое очарование.Музыкальные клипы- это что-то MTV’шное, сродни коле, Бивису и Батт-хеду, жвачке Wrigley’s, с отчетливым привкусом чего-то американского вне зависимости от страны-производителя. Они вобрали в себя дух рок’н’ролла, потому как были тесно связаны с его развитием аж с 60-х годов. При этом музыкальное видео- это тоже искусство, близкое к тому же кинематографу. К тому же, музыка- штука самодостаточная, и снять видеоряд, который не проиграл бы ей, а еще лучше дополнил бы, сможет не каждый режиссер.

 

В 60-е и начале 70-х по большей части нарезали записи живых и телевизионных выступлений групп. Хорошо снять концерт- это, конечно, тоже умение, но, черт возьми, надо быть полным идиотом, чтобы запечатлеть чернокожего бога, сжигающего на сцене свою гитару, и получить в результате неудачные кадры. К слову, по моим личным наблюдениям, музыканты тогда были столь харизматичными, что их спокойно можно было снимать в художественных фильмах. Ребята из The Kinks, например, были такими умилительными, что будь я клипмейкером 70-х(будь в 70-е клипмейкеры), я бы целыми днями только и делала, что снимала для них клипы. Основной критерий оценки музыкального видео- это его крутизна. Если среднестатистический американский подросток, проводящий вечер перед телевизором, вместо того, чтобы читать Хемингуэя, посмотрев клип, сказал: «Вау, это круто»,- значит, режиссер все сделал верно. Круче всех, на мой взгляд, видео Aerosmith. Не знаю, где они отхватили себе клипмейкера, но такое соответствие музыки видеоряду встретишь нечасто. Я готова смотреть «Living on the edge» только ради того, чтобы увидеть, как Джо Перри, этот невозмутимый guitarman, играет на рельсах спиной к мчащемуся на него поезду, а потом, не переставая играть, в последнюю секунду сходит с рельс. Не из-за таких ли милых глупостей рок-музыкантам снимают клипы? Музыка Aerosmith- это вообще повод побаловаться. Раздражающее зачастую в кинематографе обилие спецэффектов, полуголые женщины, столь неэстетично выглядящие в многочисленных рэперских видео,- с песнями Aerosmith все это выглядит очень органично.

 

Музыкальные видео- это плюс ко всему еще и лучшее отражение эпохи. Гораздо более полное, нежели художественные фильмы. Это то, что близко людям, популярно, доступно, и всегда соответствует последней моде. Чтобы узнать, как выглядели, что носили, слушали, и о чем думали подростки и молодежь, например, в 1980г, можно просто посмотреть занимавший в том году первое место в хит-парадах клип. Ассоциативное мышление при воспоминании о каком-нибудь годе или событии зачастую подкидывает музыкальные клипы того времени. Лично для меня 90-е годы- это, прежде всего, два клипа: «Losing my religion» REM и «Black hole sun» Soundgarden. Это две отличные песни с шикарным видеорядом, отличающимся необузданностью фантазии и безумием где-то на границах дозволенного. При упоминании о REM мой папа как-то очень удачно сказал: «А, это тот самый странный тип с наркоманскими плясками в клипе?» Да, в общем-то, но эти пляски прекрасны в своей странности. Если не ошибаюсь, в свое время видео вызвало массу споров и считалось провокацией. По-моему, это равносильно тому, чтобы считать внутренний мир человека провокацией. В любом случае, побольше бы таких провокаций. «Black hole sun»- наверное, самый пугающий и шизофренический клип, но в этом его сила: сизое небо, искаженные ракурсы, размазывающая по губам красную помаду дряблая дама на тренажере, застывшие в чудовищных улыбках лица порядочных американцев и дьявольская девочка, из перекошенного рта которой вытекает растаявшее сливочное мороженое. Если бы Сальвадор Дали был жив в 94 году, он бы умер от зависти, потому что солнце стало черной дырой, а безумный пастор до всех нас доберется. «Personal Jesus», тот самый, с ковбоями,- шедевр во всех отношениях. Видео на почти совершенный хит русской народной группы Depeche Mode снял их бессменный клипмейкер фотограф Антон Корбайн. Как и в случае с Aerosmith- это стопроцентное попадание в музыкальную стилистику группы. Personal Jesus к тому же здорово иллюстрирует текст песни. Одним словом, это видео с невероятной энергетикой, которое характеризуется не только словом «круто», но и «красиво», и даже «интеллектуально», и как-то «изысканно», но все-равно «круто». Благодаря Корбайну эти слова применимы к любому клипу ДМ, которые по сути состоят из рок-фотографий. Недаром же их растащили на отдельные кадрики и сделали из них аватарки для форумов, значки группы и прочие не претендующие на полезность глупости. В моем личном хит-параде с Корбайном может соперничать только неизвестный мне клипмейкер группы Blur.

 

...Я запиваю чипсы ледяной шипящей колой. Уже почти три часа ночи: идеально белое пространство, четверо музыкантов в позах героев «Заводного апельсина», коварно ухмыляющаяся правая сторона красивого лица с подведенным глазом, Красный человек и белый динамик в форме мяча для гольфа на крыше дома.


Самые популярные

Наш плейлист 2020 года

Пока-пока, 2020, скучать не будем. Но музыку послушаем, и вы послушайте!


Читать дальше

Народ против Брендана Ури

Это как "Ты - хрен!", только когда хреном тебя обзывает весь мир.


Читать дальше

Олли Александер: It's A Sin и многое другое

Фронтмен Years & Years снялся в главной роли в драме Рассела Т.Дэвиса "It's A Sin". Это сериал об эпидемии СПИДа в 80-е годы. В интервью Guardian Олли говорит о булимии, о "темных" днях безудержной клубной жизни и о том, как он научился наслаждаться съемками в постельных сценах.


Читать дальше

The Coral выпустили новый сингл Faceless Angel с будущего двойного альбома Coral Island

Ливерпульская группа, о дебютной одноименной пластинке которой мы читали еще на страницах российского NME,возвращается с новым - десятым по счету - альбомом. Двойной "Coral Island" выйдет 30 апреля. Слушайте первый, немного жутковатый, сингл "Faceless Angel".  


Читать дальше

Смотрите новое видео Mogwai

Шотландские отцы пост-рока поделились красивым видео с нового альбома.


Читать дальше

Мемы недели

Первая порция мемов в 2021 году. 


Читать дальше

Рина Саваяма: нет времени соблюдать границы

Японско-британская певица пробует самые разные жанры и пытается изменить устоявшиеся традиции.


Читать дальше

Слушайте новую песню Green Day

Green Day выпустили новую песню "Here Comes The Shock". Включайте клип погромче и готовьтесь к лучшей тренировке по аэробике в своей жизни.   


Читать дальше

Эндрю ВэнУайнгарден из MGMT сделал ремикс на новый сингл Club Intl «Never Be The Same»

Club Intl – новый проект Джона Изерли из Public Access TV и Джонни Джуэлла из Chromatics. Парни собираются выпустить дебютный альбом «In The Attic» 14 мая, а пока постепенно выкладывают в сеть синглы. В 2020 году мы послушали песни «Crush» и «Ash Is Gone», а в прошлую пятницу в сети появился третий сингл  - «Never Be The Same». Вслед за этим в сети появился ремикс Эндрю ВэнУайнгардена.  


Читать дальше

Daft Punk распались

Электронный дуэт Daft Punk завершил творческую деятельность, сообщил Pitchfork. Группа образовалась в 1993 году в Париже и за свою долгую карьеру выпустила четыре альбома. Среди их недавних хитов - "Get Lucky" и "Loose Yourself To Dance" (с Фаррелом Уилямсом) и "Instant Crush" (с Джулианом Касабланкасом). Смотрите их прощальное видео Epilogue, кадры для которого взяты из вышедшего в 2006 году фильма "Electroma". 


Читать дальше