Music television

О том, зачем к музыке видео.

Ковбои, мексиканские проститутки, крест на окне, стоящие напротив друг друга в позе Иисуса мужчина и женщина- на часах полтретьего ночи. Я сижу, укутавшись в одеяло, перед телевизором и смотрю старые клипы под хруст чипсов. Есть ночью вредно, но иначе просмотр теряет свое очарование.Музыкальные клипы- это что-то MTV’шное, сродни коле, Бивису и Батт-хеду, жвачке Wrigley’s, с отчетливым привкусом чего-то американского вне зависимости от страны-производителя. Они вобрали в себя дух рок’н’ролла, потому как были тесно связаны с его развитием аж с 60-х годов. При этом музыкальное видео- это тоже искусство, близкое к тому же кинематографу. К тому же, музыка- штука самодостаточная, и снять видеоряд, который не проиграл бы ей, а еще лучше дополнил бы, сможет не каждый режиссер.

 

В 60-е и начале 70-х по большей части нарезали записи живых и телевизионных выступлений групп. Хорошо снять концерт- это, конечно, тоже умение, но, черт возьми, надо быть полным идиотом, чтобы запечатлеть чернокожего бога, сжигающего на сцене свою гитару, и получить в результате неудачные кадры. К слову, по моим личным наблюдениям, музыканты тогда были столь харизматичными, что их спокойно можно было снимать в художественных фильмах. Ребята из The Kinks, например, были такими умилительными, что будь я клипмейкером 70-х(будь в 70-е клипмейкеры), я бы целыми днями только и делала, что снимала для них клипы. Основной критерий оценки музыкального видео- это его крутизна. Если среднестатистический американский подросток, проводящий вечер перед телевизором, вместо того, чтобы читать Хемингуэя, посмотрев клип, сказал: «Вау, это круто»,- значит, режиссер все сделал верно. Круче всех, на мой взгляд, видео Aerosmith. Не знаю, где они отхватили себе клипмейкера, но такое соответствие музыки видеоряду встретишь нечасто. Я готова смотреть «Living on the edge» только ради того, чтобы увидеть, как Джо Перри, этот невозмутимый guitarman, играет на рельсах спиной к мчащемуся на него поезду, а потом, не переставая играть, в последнюю секунду сходит с рельс. Не из-за таких ли милых глупостей рок-музыкантам снимают клипы? Музыка Aerosmith- это вообще повод побаловаться. Раздражающее зачастую в кинематографе обилие спецэффектов, полуголые женщины, столь неэстетично выглядящие в многочисленных рэперских видео,- с песнями Aerosmith все это выглядит очень органично.

 

Музыкальные видео- это плюс ко всему еще и лучшее отражение эпохи. Гораздо более полное, нежели художественные фильмы. Это то, что близко людям, популярно, доступно, и всегда соответствует последней моде. Чтобы узнать, как выглядели, что носили, слушали, и о чем думали подростки и молодежь, например, в 1980г, можно просто посмотреть занимавший в том году первое место в хит-парадах клип. Ассоциативное мышление при воспоминании о каком-нибудь годе или событии зачастую подкидывает музыкальные клипы того времени. Лично для меня 90-е годы- это, прежде всего, два клипа: «Losing my religion» REM и «Black hole sun» Soundgarden. Это две отличные песни с шикарным видеорядом, отличающимся необузданностью фантазии и безумием где-то на границах дозволенного. При упоминании о REM мой папа как-то очень удачно сказал: «А, это тот самый странный тип с наркоманскими плясками в клипе?» Да, в общем-то, но эти пляски прекрасны в своей странности. Если не ошибаюсь, в свое время видео вызвало массу споров и считалось провокацией. По-моему, это равносильно тому, чтобы считать внутренний мир человека провокацией. В любом случае, побольше бы таких провокаций. «Black hole sun»- наверное, самый пугающий и шизофренический клип, но в этом его сила: сизое небо, искаженные ракурсы, размазывающая по губам красную помаду дряблая дама на тренажере, застывшие в чудовищных улыбках лица порядочных американцев и дьявольская девочка, из перекошенного рта которой вытекает растаявшее сливочное мороженое. Если бы Сальвадор Дали был жив в 94 году, он бы умер от зависти, потому что солнце стало черной дырой, а безумный пастор до всех нас доберется. «Personal Jesus», тот самый, с ковбоями,- шедевр во всех отношениях. Видео на почти совершенный хит русской народной группы Depeche Mode снял их бессменный клипмейкер фотограф Антон Корбайн. Как и в случае с Aerosmith- это стопроцентное попадание в музыкальную стилистику группы. Personal Jesus к тому же здорово иллюстрирует текст песни. Одним словом, это видео с невероятной энергетикой, которое характеризуется не только словом «круто», но и «красиво», и даже «интеллектуально», и как-то «изысканно», но все-равно «круто». Благодаря Корбайну эти слова применимы к любому клипу ДМ, которые по сути состоят из рок-фотографий. Недаром же их растащили на отдельные кадрики и сделали из них аватарки для форумов, значки группы и прочие не претендующие на полезность глупости. В моем личном хит-параде с Корбайном может соперничать только неизвестный мне клипмейкер группы Blur.

 

...Я запиваю чипсы ледяной шипящей колой. Уже почти три часа ночи: идеально белое пространство, четверо музыкантов в позах героев «Заводного апельсина», коварно ухмыляющаяся правая сторона красивого лица с подведенным глазом, Красный человек и белый динамик в форме мяча для гольфа на крыше дома.

15 сентября 2009 г.

Самые популярные

У St.Vincent будет бар в Лондоне

Не просто бар, а бар шампанского!


Читать дальше

The Killers выпустят альбом весной

Это будет их шестая пластинка.


Читать дальше

Best Coast вернулись с новым синглом

В 2020 году от группы следует ждать и альбома.


Читать дальше

Iron Maiden + Вест Хэм

У футбольного клуба "Вест Хэм" теперь есть особенно крутые футболки.


Читать дальше