"Святая Библия" Manic Street Preachers - 10 лет спустя

28 декабря 2004 г., Разместил: Julian

Если вдруг вы пропустили такое уникальное явление 1994 года, как альбом Manic Street Preachers "Holy Bible", то теперь, десять лет спустя, вам предоставилась возможность изучить историю. Если вы слушали "Holy Bible" несчетное количество раз, то вам не помешает в очередной раз поностальгировать о Ричи и вспомнить как это было. Так что "Holy Bible" на PLAY, и поехали....

Законодательный 1994 год, Manic Street Preachers записывают и выпускают Holy Bible , альбом выстреливает со страстью, образностью и политической убежденностью, идущей вразрез с характером бритпопа. И почему он не вдохновил новую волну интеллигентных групп?

Десять лет назад развитие британской рок-сцены находилось в кульминационном моменте, который вдохновил наблюдателей на изобретение нового термина – бритпоп . Блеровский Parklife ввел в моду лукавые социальные комментарии, братья Галлахеры были не менее влиятельными, обращая народ в веру в жизнеутверждающие свойства рок-н-ролла старой школы. В течение года, эти две музыкальные нитки сплели картину национального возрождения. Британцы носили спортивную одежду, пили premium lager и перемывали косточки американскому руководству, радостно напевая последние бритпоп-хиты. Holy Bible был, пожалуй, самым нежеланным гостем на этом празднике жизни: альбом, выпущенный осенью 1994, одновременно с Definetiley Maybe Oasis, был самым настоящим противоядием бритпопу. В то время как большинство поп-настроений были наполнены праздным легкомыслием, этот альбом проводил экскурс в такие темы как геноцид, коммунизм и фашизм, капиталистический беспридел, лицемерие, называемое «американской мечтой», анорексия и суицид.

Рок-музыка со временем теряет свой смысл, лирика таких монстров как Joy Division, Magazine, Public Image Ltd. вряд ли злободневна сейчас. Она скорее угловата и бесформенна. Но лирический блеск Holy Bible все так же восхитителен.

Около 70% текстов написаны Ричи Эдвардсом , который в феврале 1995 года таинственно исчез и мэники вынужденно переквалифицировались в трио. Высокообразованный и начитанный Ричи попал в рабство стандартных рок-архетипов – бесполых, неуемных, с солиптическим страхом. Но его взгляд на то, что должна нести в мир музыка его группы, был в огромной степени беспрецедентным. The Holy Bible вместил в себя огромное количество образов: в песнях упоминаются Ленин, Мира Хэндли, Черчиль, Шекспир, Слободан Милошевич, Майкл Фоколт, и многие другие.

В таких песнях как “Die In The Summertime” и ”4st7lbs”, Эдвардс стремился оставить слезы своих глубоких переживаний. Хотя его дисфункция красной чертой проходит через весь The Holy Bible , здесь явно слышны и нотки гордости за то, что он – лидер странной группы, выросшей на этой странной земле. “ Я сильнее, чем Менса, Миллер и Мэйлер, и я плевал на Плата и Пинтера “ (трек ”Faster”).

Среди прочих качеств, The Holy Bible был еще и очень смелой работой, которую ни страшили провалы. В прошлом, музыканты пели о человеческих бедах, но в совершенно других тонах. Боб Дилан называл такие опусы «песни, тычащие пальцами». Мэники же спели об этом так, что не оставалось никакого сомнения, что они и их друзья – непосредственные участники всего того ужаса, который творится повсюду. В конце песни “Of Walking Abortion” , солист Джеймс Дин Брэдфилд повторяет одну из ключевых фраз альбома, срываясь в итоге на вопль: “Who’s responsible? You fucking are.” . ( «Кто ответственен? Fuckin’ вы.» ).

The Holy Bible стал знаком начала неопределенной фазы развития группы. Многообещающие продажи (16 млн. копий) дебютника Generation Terrorists изменили в них все, кроме их же риторики – они вернулись в студию, чтобы записать Gold Against The Soul . Второй альбом по-прежнему был об их видении мира – он был весь пропитан претенциозной эстетикой, и на нем висел знак того, что любовь к хард-року все-таки взяла верх над ними.

«Рекордные продажи принесли мне чувство… изумительной пустоты..».(намек на главный хит дебютника – “Motorcycle Emptyness” ). – говорит Никки Уайр (ака Ник Джонс), - «Но потом мы поняли, что полностью дезориентированы. И я подумал, что единственный способ спасти наши души – это потерпеть неудачу. Наше желание стать крутейшей группой во всем мире угасло. Мы должны были сделать заявление.»

Лирика группы, написанная Уайром и Эдвардсом , всегда была стартовой точкой для песен. И Эдвардс был лидером среди них. Его первой работой был текст открывающей альбом Yes , в которой Мэники приравнивают мерзости шоу-бизнеса к проституции. Далее, он сочинил Archives Of Pain - трактат о человеческой потребности в мести, построенный вокруг таких линий как 'Prisons must bring their pain' ( «Тюрьмы должны приносить боль») и 'The centre of humanity is cruelty' («Суть человечества – жестокость»). Никки Уайр рассказывает: «Ричи сказал мне: «Это гимн наказанию, вам он понравится…». Он улыбался, когда произносил это.»

Настоящим нарушением табу стали Mausoleum и 'The Intense Humming of Evil' , вдохновенленные отдыхом в дороге во время турне. «Во время отдыха во время европейского турне 1993 года», - рассказывает Уайр с не совсем подходящей к случаю улыбкой на лице, - «Мы посетили Дахау и Бельсен. Все группы лазают по всяким грязным клубам, а мы посетили концлагеря».

«Я сомневался: а стоит ли нам писать эти песни?» , - признается Джеймс Дин Брэнфилд , - «Это трудно оправдать, но мы писали песни и пытались передать наши чувства, но были полными профанами в культуре и истории. И мы не хотлеи звучать легкомысленно. Мы спрашивали себя: «Сможем ли мы чего-нибудь добиться с этим? Это экспрессия или же грубый вуайеризм?» .

Группа заперлась в студии в Кардиффе, работала семь дней в неделю и 24 часа в сутки, пытаясь вылить все эмоции на диск. Слова объединились со свирепой, угловатой музыкой и результатом стал почти совершенный синтез медиума с идеей.

«Это не альбом с голливудским хэппи-ендом» , говорит Брэнфилд , - Достижением было то, что играя эти песни, мы освобождались, мы нашли новые голоса, чтобы донести наши общие мысли. И чувствовали себя героями. Когда я пел эти песни на концерте, я каждый раз чувствовал себя, как в бою. Я наслаждался этим. Это было прекрасное чувство.»

Идея обложки “Holy Bible” сосредоточена на стратегии Дженни Сэвиля (Южное лицо/ Переднее лицо/ Северное лицо). А конфронтационное изображение тучности было выбрано Уайром и Эдвардсом , потому что, по их мнению, это «красота, воплощенная в уродстве». За два месяца до выхода альбома, мэники раскрыли второй визуальный аспект их новой работы – песню “Faster” на «Top Of The Pops» они сыграли, разодетые в военную униформу разных стран.

Возможно, самым замечательным был контраст между альбомом и ситуаций. Его коммерческая судьба была неизбежна – в то время, как Blur и Oasis продавали миллионы копий, Manics остановились на скромных 35 тыс. Однако после успешного альбома “Everything Must Go” , Библия все-таки нашла своего слушателя – по словам Уайра , каждый год продается около 15000 копий альбома.

Ники Уайр вспоминает момент, когда он по-настоящему оценил мощь своего “Holy Bible” . Он, вместе с остальными мэниками, ехали домой с выступления и слушали кассету со своим новым альбомом. «Это было пришествие осознания,» -, говорит Никки , - «Осознания того, что это ничего, кроме проблем, нам не принесет» .

Такие треки как “4st 7lbs” и “Die In Summertime” красноречиво показали личностное разрушение автора, и следующие несколько месяцев различие содержания песен и жизни группы неумолимо стирались. « Ричи стал еще больше пить. Он говорил: «Я уже не получаю от этого удовольствия, мне это просто нужно»,- рассказывает Уайр , - «В то время он казался таким слабым и легким, как будто отбывал в иной мир». .

«“Die In The Summertime" – самая пугающая песня на альбоме, как в плане лирики, так и в плане музыки. Она звучит как пророчество», - рассказывает Уайр , - ”Понятно, что ему потребовалось больше шести месяцев на то, чтобы умереть или исчезнуть, или что там еще может быть. Но когда я слушаю этот трек или когда мы играем его на концертах…. Особенно вот эта строчка: "A tiny animal curled into a quarter circle" ( *что-то вроде «крошечное животное металось по огромному кварталу..»)… Это удивительные стихи – идея в том, что больше не произойдет ничего удивительного – это просто «пост-детство», жизнь становится пустой. Меня это по-прежнему пугает..»

По прошествии 10 лет, они уже по-другому говорят о той своей записи. Употребляют более беспристрастные термины, особенно о песнях, в которых затрагиваются глобальные темы. «Лично мне кажется, что это похоже на все, что происходило в Европе», - говорит Брэдфилд , - «Здесь было и есть настоящее болото. Мы прошли через две мировые войны, и то, что мы сейчас Европа живет мирно – это огромное человеческое достижение. Но тот наш альбом говорит о том, что призраки все еще с нами: это перемирие построено на крови, костях и щебне, и эти вещи живут вместе с нами.»

Их последний альбом – ”Lifeblood” – сборник элегантного попа, который Уайр представляет как The Holy Bible для 35-тилетних…. концептуальный альбом о смерти . На нем мэники по-прежнему гордые защитники, оружие которых - это лирика, подчиняющаяся правилам поэтического словаря, и воспевающая то, что происходит в мире. Это именно то, к чему Уайр постоянно возвращается. Он говорит, что Holy Bible установил интеллектуальный стандарт, который был впоследствии проигнорирован.

« Вам не позволяют использовать слова,» , - говорит он, - «Знаете, The White Stripes выставлены как очень важная группа, но я не вижу у них никакой линии. Даже Strokes – эта совершенная кучка людей, ошеломляюще выглядящая группа – ни одна строчка из их песен не задерживается у меня в голове. Когда рецензент пишет, что группа «звучит, как будто они проглотили словарь» - вы подумаете, что это уже старо. Вы подумаете: какого хрена? Неужели не осталось того, кто смог бы преподнести по-настоящему интеллектуальный поп? Он мертв, реально мертв. Как мы можем это вернуть?» .

Ререлиз The Holy Bible состоялся 6 декабря 2004 года.

Автор: John Harris , журнал The Observer
Перевод: Julian


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 16-23 февраля

На этой неделе: у всех новые альбомы и синглы, и только Стив Тайлер все судится.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 23 февраля-1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8-15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1-8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 22-29 марта

Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше