Сплошное искусство. Интервью с Максимом Сильва-Вегой

02 мая 2008 г., Разместил: B.L.o.o.M

Если вы в очередной раз испытываете разочарование, выключая радио, напичканное коммерческой музыкой, то вам будет интересно прочитать это интервью. Максим Сильва-Вега – создатель проекта «AVANT», человек, занимающийся развитием некоммерческой музыки в нашей стране. Раньше его называли «промоутером инди-музыки», но теперь его деятельность выходит за рамки какого-либо музыкального направления.  

Максим Сильва-Вега – создатель проекта «AVANT», человек, занимающийся развитием некоммерческой музыки в нашей стране. Он помогает раскрутиться гаражным музыкальным самородкам и привозит отличных иностранных музыкантов на свои ежегодные фестивали. Раньше его называли «промоутером инди-музыки», но теперь его деятельность выходит за рамки какого-либо музыкального направления. Кстати, если вы начинающий музыкант с искренним творчеством и оригинальным взглядом на мир, то, возможно, вам стоит отправить Максиму пару своих песен.

Больше четырех лет Максим и его команда организуют ежегодные музыкальные фестивали («AVANT FEST») и еженедельные концерты («AVANTCLUB»). Летом 2007 года на его фестивале побывали «Елочные игрушки» с Лехой Никоновым, «Silence Kit», «Ladybug Transistor», «Punk TV», «God is an Astronaut», «Shitdisco», «Mudhoney» и многие другие.

«AVANT» - антипод всем этим «Фабрикам Звезд», и само его существование не может не радовать. Здесь важны не фигура и не связи – здесь ценят за способность творить.

Об искусстве, о музыкальном рынке, о трудностях бытия и, вообще, обо всем понемногу рассказывает Максим Сильва-Вега в своем интервью.

 

 

- Максим, расскажите об «инди». Введите читателя в курс дела.

- Как мне кажется, этот термин очень неточный. Даже те, кто часто оперируют им, не совсем едины во мнении, что же это такое. Слово «инди» происходит от английского «independent» (независимый). Считается, что инди-музыка – это независимая поп и рок-музыка, которая не является коммерческой. Кроме того

«инди» еще называют определенное настроение в поп и рок-музыке. В целом, понятие «инди» - очень скользкая тема, поэтому мы стараемся от нее уйти.

Наша деятельность заключается в поддержке российских молодых музыкантов, которые создают что-то новое, творческое и искреннее, и которые в своем творчестве ориентируются на традиции российской музыки, культуры и очень чутко прислушиваются к тому, что происходит в мире. Потому что мы - часть мира, и глупо не замечать каких-то положительных тенденций и вообще тенденций, которые происходят за рубежом, тем более что теперь все мы существуем в рамках цифровых сетей и технологий.

 

- То есть Вы уходите от понятия «инди» и стремитесь к понятию «просто хорошей музыки»?

- Да! Мы называем ее актуальной музыкой, модной музыкой, современной музыкой. В принципе, для людей, которые достаточно внедрились в эту сферу, стираются все эти клише. Они нужны лишь для того, чтобы обозначить какие-то вещи. На самом деле эти грани очень тонки.

 

- Что значит «музыка, которая не является коммерческой»?

- Ну, это не значит, что музыканты и менеджеры не получают денег. Это значит лишь то, что она не издается крупными лейблами-мейджорами, а издается и продюсируется агентствами и звукозаписывающими компаниями, которые ориентируются больше на искусство, и, соответственно, дают артистам большую степень свободы. Проще говоря, есть коммерческая музыка, которая не претендует на то, чтобы ее причисляли к сфере искусства, а есть, например, авангард, классика. Вот музыка инди как раз претендует на то, чтобы быть записанной в разряд искусства.

 

- А что из того, что все мы существуем в рамках цифровых технологий?

- Не секрет, что в последнее время вся система музыкального шоу-бизнеса терпит коренные изменения, т.к. система 20 века, связанная с продажами дисков, уходит в прошлое и сейчас все пользуются мр3-технологиями. В основном все эти технологии доступны бесплатно, несмотря на то, что музыкальные компании борются с этим.

Реальность такова, что, имея доступ к Интернету, можно скачать все что угодно. Собственно говоря, рынок меняется, и теперь артистам, а, соответственно и компаниям, все труднее зарабатывать на продажах носителей, поэтому все более важными становятся концерты, туры и т. д. Именно они становятся основным источником прибыли. Я думаю, эта ситуация очень хороша, потому что теперь становится понятно, кто есть кто, кто сфабрикован каким-то там лейблом-мейджором, а на самом деле ничего из себя не представляет, а кто действительно является настоящим музыкантом, артистом, творцом. Это во-первых.

А во-вторых, рынок сегментируется, то есть если раньше несколько концернов-гигантов являлись монополистами и контролировали вкусы масс, то теперь каждый человек имеет возможность сам выбирать музыку. Если раньше не было другого выхода, кроме как идти в магазин и покупать то, что там есть, то теперь можно обратиться к самой разной музыке в Интернете.

 

- Как Вам кажется, какие музыканты являются на данный момент наиболее талантливыми, перспективными?

- В принципе, в нашей «идеологии» заключен определенный плюрализм мнений. Опять же, мы не находимся в рамках той индустрии, которая создает идолы для масс. Что будет завтра, не знает никто, но у меня на примете группа «DZIERZYNSKI BITZ», потому что она делает жанровую музыку, делает поп-музыку. Мы немножко устали от экспериментально-андеграундной атмосферы, нам хочется работать с какими-то жанровыми продуктами, которые могли бы иметь выход на массовую аудиторию, при этом неся хорошую музыку, музыку как искусство.

А из групп, которые делают настоящий рок, я выделил бы, например, «A Rifle Surprise», очень убедительные в своем звуковом message.

Ну, кого еще можно выделить? Вот «Bubbles&Ze Pieretta» – настоящие рокеры.

Вообще, у нас часто возникают проблемы с партнерами и с людьми, с которыми мы работаем. Они находятся немножко не на той волне, потому что они всегда хотят рок-музыку как-то причесать, ввести в какие-то рамки. То ли в рамки рекламируемых брендов, то ли в рамки каких-то институций. А на самом деле, рок-музыка – это же протест, это анархия, это хулиганство. И так и должно быть! Другое дело, что надо смотреть, на каком уровне все это осуществляется, потому что хулиганство должно быть без потери мозгов, хулиганство со вкусом … Даже хулиганить нужно красиво! И иметь всегда чувство собственного стиля и меры. Вот этого многим нашим ребятам не хватает, на мой взгляд. Все нужно делать с умом – так, чтобы извлечь потом из этого пользу для себя и принести удовольствие зрителям.

 

 

 

- Расскажите, как проходит общение с музыкантами?

- Общение с музыкантами, западными, которые имеют какой-то статус, начинается с общения с их менеджерами и агентствами. Здесь нет ничего романтичного или лиричного – начинается торговля, начинается разговор о деньгах. В принципе, музыкантов продают как любой товар, и настоящее общение с музыкантами чаще всего начинается тогда, когда они приезжают в Москву и оказываются вместо недоступных, гламурных звезд простыми людьми, со своими страхами, со своими какими-то смешными чертами – вот в этот момент начинается общение. И очень часто бывает, что большие звезды, за которых требуют много денег, которых жестко позиционируют, оказываются очень неформальными людьми. Слишком тяжела и закручена эта индустрия шоу-бизнеса, и они тоже являются, к сожалению, винтиками в ее механизмах.

Приятнее всего общаться с музыкантами, которые уже стали легендарными, то есть с людьми, которые имеют какой-то жизненный опыт. Они более мудрые, более просветленные, более интересные люди, например Стив Уинн, в прошлом лидер группы «Dream Cyndicate», или, например, Лиза Германо, или та же Жарбо из «Swans». То есть люди, которые уже ничего не хотят никому доказать – не хотят никуда пробиться, у которых нет уже звездной болезни. Они, наоборот, имеют очень богатый опыт и богатый внутренний мир. С ними очень легко и интересно общаться. А со всякими новоиспеченными звездами не так интересно, потому что у них масса амбиций, масса понтов, а внутри ничего нет.

 

- С музыкантами из какой страны Вы сотрудничаете охотнее всего?

- Нам нравится работать с американцами. Америка большая страна, Россия большая страна… У них более открытое сознание, и, вообще, американская музыка, на мой взгляд, интереснее, неожиданнее, экспериментальнее.

 

- Какова концепция, главная идея «AVANT'a»?

- Мы связаны с музыкой «не для всех», потому что это музыка для тех людей, которые хотят чего-то большего, чем то, что им предлагают средства массовой информации, центральное телевидение и радиостанции… Хотя в радио тоже есть изменения, очень интересные и забавные.

 

- Какие изменения?

- Эфир сейчас в основном заполнен ретро-форматом, что связано и с тем, что в обществе есть сейчас ретро-ностальгирующее настроение, и с тем, что считается, что люди за тридцать наиболее платежеспособны, соответственно и все радио крутят старую музыку. Но люди-то взрослеют, и сейчас уже появляются радиостанции, которые тоже крутят музыку ретро, но для тех, кто был молод в девяностые, например, «Рок-Радио»… Кажется, есть такое?.. И те, кому сейчас двадцать, через десять лет им будет тридцать, сорок, соответственно наверно появится для них ретро. Жизнь идет, посмотрим, как все будет происходить…

 

maxim

 

 

- Сколько лет уже существует «AVANT»?

- Пять лет.… Вот в этом году у нас будет пятый фестиваль, 30 и 31 мая. Наконец-то приедут «Explosions in the Sky»…

 

 

 

- Ну и как, на Ваш взгляд, успехи есть? Может быть, большее количество людей заинтересовалось?

- Дело в том, что количество людей, которые, как я сказал, хотят чего-то большего и активно интересуются, в принципе, достаточно постоянно… Это штучный зритель. Мы знаем свою аудиторию, она растет медленно. И мы, все-таки, видим свой вектор развития именно во взаимодействии с каналами массовой информации и массовой культуры, потому что если мы хотим расширять аудиторию, мы так или иначе должны будем это сделать. Мы можем, конечно, замкнуться и работать для своей аудитории, но нам это не интересно, нам интересно как-то экспериментировать, искать какие-то точки соприкосновения с этой массовой культурой, может быть, мы займемся каким-то продюсированием, начиная с осени. Мы уже создали своеобразное комьюнити, определенное сообщество людей. Теперь нам интересно выходить из нее в направлении каких-то партнеров и заинтересованных сторон, в радио, в телевидение, и вообще, в сферу общественно-социальной культуры. То есть искать что-то новое, тем более что эти смежные сферы, более массовые, тоже находят

 

ся в поиске, ведь им тоже нужны какие-то новые фишки, новые тенденции. Невозможно вечно крутить одно и то же.

 

- Вы не боитесь потерять свою оригинальность из-за того,

 

что стремитесь к массовости?

- Мы стараемся соблюдать разумный баланс между массовостью и искусством.

 

- Ну вот удивительно, вы ведь и преподаватель МГУ и создатель проекта «AVANT». Как Вам вы удается все это сочетать, и не хотелось бы выбрать что-то одно?

- Ну, приходится бегать, приходится крутиться. Конечно, это и постоянные стрессы, нервы, силы. А выбрать... Может быть, и выберу,

 

а может быть, вообще чем-то третьим займусь.… Почему бы и нет?

 

- Как Вы стали преподавателем МГУ?

- Меня пригласил декан. Я пришел забирать кандидатское удостоверение, мы с ним встретились, и он предложил. Я подумал и согласился.

 

- А как Вам пришла в голову идея заниматься такой музыкой?

- Во многом благодаря интернету. Это произошло чисто случайно, я натолкнулся в интернете на какую-то музыку, на какие-то сайты – и пошло-поехало. И что здорово, когда изучаешь все это, появляются знакомые в разных странах. Момент общения для нас очень важен, он делает нашу работу еще интереснее.

Однажды я ушел из журналистики, начал заниматься менеджментом в сфере музыкального искусства, что, в общем-то, было неожиданно, и поэтому я считаю это переломным моментом.

Моя судьба влита в судьбу моей семьи. У меня дедушка испанец, и родственники живут в Испании, я часто туда езжу. Моя жизнь связана с этой страной, соответственно и с Европой, что мне, конечно, тоже помогает обмениваться информацией, узнавать новое. Именно через Испанию я начал узнавать музыкальный мир. Эта страна является очень хорошим примером для подражания, для сравнения, потому что она тоже далеко не флагман в современной музыкальной мировой культуре.

В том, что касается поп и рок-музыки, в последние 10-15 лет эта страна добилась очень больших успехов практически на пустом месте. Это связано, с одной стороны с энтузиазмом людей, которые начинали, а с другой стороны, с местоположением, потому что они находятся между США и Европой. Все очень близко, все очень просто, чего не сказать о России, которая удалена. Это визы, это расстояния, билеты, цены, поэтому, конечно, нам здесь сложнее организовывать музыкальные события.

 

- Расскажите больше о музыке у нас и на западе, о тенденциях?

- На самом деле, сейчас очень интересный момент. Все уже немножко устали и от альтернативы, о нью-металле уже не вспоминают, уже устали от эмо – ниша пустует. Что завтра пленит сознание подростков и молодежи? Я не знаю.

 

- Ну а именно у Вас какие любимые группы?

- Ну все меняется, на самом деле… Есть группы, которые мне нравились раньше, есть и что-то есть новое. Очень нравятся «Blonde Redhead». Я побывал недавно на их концерте и простоял с открытым ртом – настолько это было красиво, красиво как зрелище, красиво как музыка. Музыкальная живопись такая… А еще очень нравятся Goxxip, Forward Russia!, These New Puritans… Панкуха, одним словом! Или вот, например, была такая легендарная французская группа Programme… Не побоюсь этого слова, одна из самых великих рок-групп мира! Теперь их лидер, Арно Мишняк - смешная фамилия! – делает сольный проект, с надрывом, отчаянно!.. Мне интересны скорее личности, не бренды.

 

- В прошлом году я впервые побывала на вашем фестивале, и у меня осталось очень хорошее впечатление. Музыка была разная, но не было ни одной группы, которая бы мне не понравилась. Скажите, как проходит отбор групп?

- Отбираем мы. То есть, у нас есть какое-то определенное видение, пусть субъективное, но, по крайней мере, достаточно адекватное. В то же время мы смотрим на то, что происходит вокруг, кто что слушает, кто привлекает внимание, прислушиваемся к общественному мнению.

 

- Еще вот такой вопрос: вообще, «AVANT» - это ежегодные фестивали. Но еще есть «AVANTCLUB». Немного непонятно, что это такое, объясните, пожалуйста.

- Да, мы провели первый фестиваль, а потом, буквально через пару месяцев, начали делать регулярные еженедельные концерты в формате, который назвали «AVANTCLUB». Вот у нас есть «AVANT FEST», и есть «AVANTCLUB», то есть серия регулярных концертов, которые являются годовым циклом, и он показывает, что происходит в России и дает музыкантам возможность выступать. Значительная часть современных молодых групп впервые выступили у нас. Ну, вот так все логично и сложилось – есть регулярные концерты, а есть ежегодные фестивали, которые являются результатом и завершением концертного года.

 

- То есть «AVANTCLUB» - это название серии концертов, которые перемещаются, а не помещение, не клуб?

- Да, концерты могут быть на разных площадках, даже в разных городах. Хотя у нас есть постоянная резиденция, это «Актовый Зал», который находится на территории арт-центра Proekt_Fабрика*, где мы делаем еженедельные концерты. То есть эта площадка и является главной резиденцией «AVANTCLUB».

 

- А вот, кстати, расскажите про другие города. Что и как?

- Ну, это все очень сложно, потому что нам нужны партнеры - мы не можем делать концерты сами. Трудно найти людей ответственных, которые выполняют свои обязательства, которым интересно и которые думают не только о деньгах.

Поэтому в последнее время делаем мало концертов в других городах, и если делаем, то с проверенными партнерами, потому что нас очень часто подводили и рисковать не хочется.

 

- Как Вы находите новых музыкантов?

- Они приносят нам свои записи, мы их слушаем. Конечно, времени на все не хватает. У нас на сайте есть наш e-mail**, нам можно присылать письма, приезжать на концерты, то есть мы открыты к общению. И, конечно, есть много людей, которые писали и не получали ответа, и я через ваше интервью хочу извиниться перед ними - просто дело в том, что тогда мы не имели физической возможности этим заниматься. Надеюсь, эта возможность вскоре появится.

 

- И какие у вас планы на будущее? Каковы перспективы следующего фестиваля «AVANT»?

- Сейчас у нас сложный период, потому что мы решили вернуться к корням, так сказать. Очень много негативного опыта связано с нашими спонсорами. То есть, для того, чтобы сделать наши фестивали более успешными, более масштабными, нам приходилось работать со спонсорами. Это, с одной стороны, было очень интересно, а с другой стороны – сложный опыт, потому что когда ты работаешь со спонсором, то из создателя какого-то музыкального события превращаешься в простого поставщика рекламных услуг для какого-то бренда, и выхолащивается само ощущение, сама атмосфера фестиваля. К сожалению, у нас в стране спонсоры не научились пока воспринимать искусство как какую-то ценность и даже как привилегию, которую они имеют честь поддержать. Они относятся к этому очень механистически, очень примитивно. Из-за этого нам неудобно работать, поэтому мы решили больше не работать со спонсорами в таком режиме, по крайней мере - не работать до тех пор, пока они не начнут уважать в нас партнера и понимать, что есть определенное событие, связанное с определенной сферой искусства, которое они могут поддержать, поставив там свой логотип, но не в коем случае не превращая это в какой-то утренник или в какое-то банальное промо-шоу своего продукта.

 

- То есть теперь вы будете делать фестиваль без дорогих заграничных музыкантов?

- Почему, с ними. Просто сейчас нам кажется более интересным дать большему количеству наших музыкантов появиться на нашем фестивале, чем привозить их из других стран. Иначе слишком много сил уходит не на, собственно, музыку. Еще хотелось выехать куда-нибудь на природу, но в этом году пока не получится: как два года назад, делаем фестиваль на территории арт-центра Proekt_Fабрика, где находится «Актовый Зал». Концерты будут проходить на двух сценах, будут все-все! Приходите.

 

Текст: Юлия Ливень

 

*Москва, Переведеновский пер., 18

** info@avantmusic.ru

«AVANTCLUB» - http://www.avantmusic.ru

«AVANT FEST» - http://2008.avantmusic.ru


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 16-23 февраля

На этой неделе: у всех новые альбомы и синглы, и только Стив Тайлер все судится.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 23 февраля-1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8-15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1-8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 22-29 марта

Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше