Откровение на заводе

02 мая 2009 г., Разместил: jackhate

Musical-Express взял эксклюзивное интервью у лидера The Notwist Маркуса Арчера.

Во внутреннем дворике Павильона номер 5 московского завода «Арма» стоит помятый мужчина с лицом советского интеллигента старой закалки. Он ежится на холодном ветру, подозрительно поглядывает по сторонам, и, кажется, сейчас попросит «на опохмелиться». Словом, единственное, что выдает в нем Маркуса Арчера, необычайно плодовитого автора, лидера разом всех стоящих групп немецкого андеграунда, мультиинструменталиста и любителя высоколобого джаза – это фирменный джемперок с надписью The Notwist. Маркус редко улыбается и тщательно обдумывает ответ на каждый вопрос. Через полчаса, когда он выйдет на сцену и застынет спиной к публике перед тем, как дать первый аккорд, его фигура будет казаться мелкой и незначительной на фоне гор оборудования и снующих по сцене людей. Еще спустя полтора часа публика будет расходиться из Павильона номер 5 в онемении – настолько будет каждый из присутствовавших там потрясен, подавлен, расплющен масштабом личности и музыкальным мастерством этого человека.

 

ME: Альбом “Neon Golden” 2002 года с его меланхолическим, отстраненным настроением до сих пор считается вашей лучшей работой.  В то же время, новый альбом “The Devil, You + Me” ознаменовал вторжение The Notwist на территорию более легкого поп-саунда. Связано ли это с тем, что за прошедшие годы изменилось ваше мировоззрение, вы стали более оптимистично смотреть на жизнь?

 

Маркус: История группы насчитывает много лет, и за это время мы прошли много разных этапов. Если вы сегодня придете на наш концерт, то поймете, что сейчас в который раз все по-новому. “Neon Golden” для нас связан с довольно тяжелым периодом в жизни. Когда мы записывали последний альбом, мы чувствовали себя более уверенно, более заинтересованно.

 

ME: А какой, по вашему личному опыту, лучший способ бороться с меланхолией?

 

Маркус: Ну, меланхолия – не главное чувство, которое я испытываю в жизни. В традиционном смысле слова я – счастливый человек, у меня есть маленькая дочь, подруга…  Конечно, временами приходится переживать и негативные чувства. Но мне не кажется, что с меланхолией надо так уж целеустремленно бороться. Я бы скорее боролся с более сильными отрицательными эмоциями, грустью, отчаяньем… Я думаю, музыка здесь очень помогает.

 

ME: Помогает слушать ее или играть ее?

 

Маркус: (улыбается) Безусловно и то, и другое.

 

ME: Вы были в России с разными проектами несколько раз. Есть ли в нашей стране что-то такое, что удивляет или радует вас? Что-то, что отличает ее от вашей родной Германии?

Маркус: То, что удивляет меня в вашей стране – другой подход к организации. Все работает по-другому, но явно не хуже. Я думаю, немцы очень зациклены на вопросах организации, регламентации всего вокруг. В России все более раскрепощены. Это то, что по-настоящему радует меня, я не люблю по-военному однозначных подходов.

 

ME: То, как группа взаимодействует на сцене во время концертов – совершенно удивительно. «Живые» версии песен значительно отличаются от записанных на альбомах. В ваших выступлениях много импровизации?

 

Маркус: Да, импровизации много. Версии песен постоянно меняются. Во время тура мы никогда не играем одну и ту же версию какой-либо песни дважды. Мы все время пытаемся найти что-то новое, удивить наших поклонников.

 

ME: Ваш совместный альбом с группой Themselves под вывеской 13&God стал настоящим андеграундным хитом. Планируете записаться с ними еще раз?

 

Маркус: Да, мы бы хотели записать с ними еще один альбом. Хотя это и непросто с организационной точки зрения, учитывая, что они живут в Калифорнии, а мы – в Мюнхене. Сейчас они находятся в туре, но возможно, мы соберемся в студии ближе к концу года. Кстати, насколько я знаю, в рамках этого тура они посетят и Россию. Настоятельно рекомендую всем сходить на их концерт, они – очень впечатляющая группа.

 

ME: Вам бы хотелось создать еще один сайд-проект с кем-то из известных музыкантов?

 

Маркус: Есть много музыкантов, с которыми нам бы хотелось поиграть. Мне бы очень хотелось оказаться на одной сцене с джазовыми музыкантами 60-х, например с Билли Хартом. Я большой поклонник их музыки, это было бы просто воплощением мечты.

 

ME: С тех пор, как появились The Notwist, музыкальный ландшафт сильно изменился, появилось много новых музыкальных стилей, направлений, групп. Вы могли бы назвать современных музыкантов, которые вдохновляют вас?

 

Маркус: Мне кажется, что в последнее время в Америке появилось много групп, заслуживающих внимания. Меня очень вдохновляют Animal Сollective. В плане стилей - что-то совсем новое, такое, как дабстеп.

 

ME: Между выпусками “Neon Golden” и “The Devil, You + Me” прошло 6 лет. Почему так долго?

 

Маркус: Ну, от творческого кризиса я не страдаю, это точно. За эти 6 лет мы записали два саундтрека с музыкантами из The Notwist, альбом 13&God, новый альбом Lali Puna (“Faking the Books”)… 6 лет пролетели незаметно.

 

ME: У вас так много проектов, но все они в музыкальном плане разделяют одно и то же настроение – нежно-меланхолическое. Возможно, этот вопрос покажется вам глупым, но… Вы сами не путаетесь?

 

Маркус: Справедливый вопрос. Во многом все мои проекты похожи. Но я пытаюсь делать их настолько различными по ощущениям, насколько это возможно. Когда я придумываю композицию, я всегда думаю о том, для какого коллектива я ее сочиняю. Стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого музыканта.

 

ME: А почему ни в одном из проектов вы не поете по-немецки?

 

Маркус:  Ну, одна из причин – это то, что я стараюсь не опираться на лирику. Моя лирика – это не стихи, это скорее универсальное описание неких чувств. Но, наверное, главная причина в том, что когда я начинал писать, я слушал исключительно американскую, англоязычную музыку. Интересной музыки на немецком просто не было. Поэтому поначалу для меня даже не было такого вопроса – на каком языке петь. Мне кажется, сейчас уже появилось много интересных немецкоязычных групп, и если бы я начал писать позднее, я пел бы по-немецки. Для меня язык – это как музыкальный инструмент. Сегодня можно играть на одной гитаре или усилителе, завтра – на другой…кому что больше нравится. Да я и не на английском в общем-то пою, а на каком-то немецком варианте английского (улыбается).

 

ME: Почему во время выступлений вы не играете песен с первых альбомов The Notwist? Прошла любовь к гранжу и металлу?

 

Маркус: Мы играем их, но очень редко. Пожалуй, в сегодняшней программе для них и правда не нашлось места. Но определенно, некоторые из этих песен по-прежнему актуальны. Правда, не те, в которых есть металлические части.

 

ME: Программа выступления сильно изменилась со времен вашего предыдущего визита в Россию?

 

Маркус: Конечно. Откровенно говоря, не помню, что мы играли тогда, но как минимум прибавились песни с нового альбома.

 

ME: Надеюсь, нам не придется ждать нового альбома The Notwist еще 6 лет?

 

Маркус: Разумеется, нет. Некоторое время назад мы дали несколько шоу с оркестром, который помогал нам с записью “The Devil, You + Me”. Думаю, мы еще раз запишемся с ними в ближайшее время. В планах – еще два саундтрека, в основном инструментальная музыка, но на них будут и песни…

 

ME: Может быть, есть планы выпустить «живой» альбом?

 

Маркус: Подобные планы есть, мы даже уже записали кое-что, но хочется выпустить этот материал нетрадиционным путем. Может быть, это будет диск, доступный для покупки только через наш сайт, или виниловая пластинка-бутлег… Вообще, правильно запечатлеть «живой» звук очень сложно. Теряется определенный эффект, энергетика. Мы доверили записать наши концерты одному коллеге, который некоторое время играл вместе с нами. Не далее, как вчера я слушал эту запись, и мне очень понравилось. Так что ограниченным тиражом мы этот материал выпустим.

 

ME: Только ради бога не делайте его germany-only!

 

Маркус: Нет-нет, через наш сайт точно можно будет заказать. Думаю, это – лучший способ распространения музыки.

 

ME: Кстати, как вы относитесь к распространению музыки через интернет? Вас беспокоит несоблюдение прав музыкантов в интернете, аудио-пиратство?

 

Маркус: Я думаю, что, загружая музыку из интернета, человек должен помнить о том, что в современном мире музыканту очень сложно работать и выживать. Дело не в том, чтобы заработать кучу денег. Просто хотелось бы иметь достаточно, чтобы свободно творить. Если все будут загружать наши песни бесплатно, The Notwist перестанет существовать, как и многие другие группы. То, что музыка стала доступна каждому на планете – это здорово. Это стирает границы между мирами, границы, которые еще вчера мешали людям получить хорошую музыку. Хотя, здесь есть и другой аспект. К примеру, “The Devil, You + Me” просочился в сеть за некоторое время до релиза. Он поднял бурю в блогах, но эта буря успокоилась через несколько дней, и возникло ощущение, что людям подавай еще одну новую запись. Следом они сливают новые альбомы Bloc Party, TV on the Radio… Музыке буквально не дают шанса зацепиться за ухо. По мне, в таких условиях проще разместить одну песню на myspace, чем корпеть над целым альбомом.

 

ME: А какую песню вам больше всего нравится играть живьем?

 

Маркус: Сейчас мне больше всего нравится исполнять “Gloomy Planets” с нового альбома. Песни с “Neon Golden” тоже нравится играть, потому что мы играем их каждый раз по-разному. “This Room”, например.

 

ME: Чего вы ждете от сегодняшнего концерта?

 

Маркус: Все концерты, которые мы до этого играли в России, были по-настоящему особенными. Очень интимными. Обычно, когда мы чувствуем эмоциональный отклик от публики, мы играем еще лучше. В России мы всегда чувствуем особое взаимодействие с публикой, каждый концерт здесь – настоящее удовольствие.


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 16-23 февраля

На этой неделе: у всех новые альбомы и синглы, и только Стив Тайлер все судится.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 23 февраля-1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1-8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8-15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 22-29 марта

Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше