Джонни Гринвуд: все, что вы хотели спросить

05 декабря 2012 г., Разместилa: Мария Макарова

Гитарист группы Radiohead и автор саундтреков Джонни Гринвуд ответил на вопросы, связанные с компьютерными играми, необычными инструментами и разведением куриц: «Мда, случаются массовые похороны...»

Изначально планировалось обсудить последний саундтрек к фильму Пола Томаса Андерсена «Мастер», но Гринвуд был счастлив предаться воспоминаниям о своих юных годах, когда играл на скрипке в оркестре The Thames Vale Youth Orchestra, рассказать о любимых компьютерных играх и поделиться информацией о так и не вышедших песнях Radiohead.


Приступим к вопросам.

Мэтт Беллами (Muse): Как так получилось, что ты вдруг стал писать саундтреки, насколько этот процесс отличается от написания поп-музыки? Как ты уже, наверное, понял, я завидую, что тебя опять позвали.

- В этом случае речь идет о совершенно другом уровне общения с людьми: это как быть в группе с режиссером, картинками и историями вместо драммера и басиста. Это весело! И нечего завидовать. Мы ведь видим только самую лучшую сторону этой работы. С композиторами, которые занимаются этим постоянно, не особо хорошо поступают: во многих фильмах их ставят по значению ниже, чем тех же визажистов, да и вообще такой свободы в написании музыки, какая была у меня, у них нет. Мне предложили заняться этим фильмом лишь потому, что отпустили прошлого композитора, так случается теперь довольно часто. Да и сам я был близок к этому. Я только и делал, что добавлял флейту, а Пол постоянно посылал мне фотографии Рона Бургунди*.


Шейн Рубано, Итака, штат Нью-Йорк: Как вы начали работать вместе с Полом Томасом Андерсеном? Что тебя привлекает в его фильмах?

- Он нашел записи моих концертов с оркестром, попробовал на первых эпизодах «Нефти» и потом запросил еще материала. Пол увлечен музыкой. Как-то он зашел во время записи струнных в "Эбби Роуд" и мы оба были в восторге от того, что находимся так близко к оркестру.


Николас Гауна, Буэнос-Айрес, Аргентина: Какую гитару ты купил первой и какую песню разучил в первую очередь?

- В журнале Oxford была заметка о продаже подержанной акустической гитары Fender за 40 фунтов, которую в итоге я и купил. Мне тогда было 14 лет, потом появилась электронная гитара, которая до этого принадлежала преподавателю. У меня до сих пор есть та самая акустическая, а электронную украли в Лидсе, когда мы были в первом туре (кремового цвета Telecaster, если кто помнит)... Не припоминаю, чтобы особо много разучивал чужих песен, может “Psycho Killer” Talking Heads. У нас в школе была маленькая комнатка, где ребята зависали и играли песни U2, но у меня никогда не было альбомов U2.


Лора Тейлор, Пенж: Есть какие-то предположения, почему не выпустили саундтрек к фильму «Что-то не так с Кевином»? Есть хоть какая-то вероятность, что он когда-нибудь да увидит свет?

- Ну, он не особо-то и длинный. Там была пара довольно сильных моментов, сыгранных на аккордеоне, но в основном все было записано на лэптопе и при помощи старого LW радио (с длинноволновым диапазоном радиовещания – прим. перевод.). В ленте звучит хорошо, но он не настолько хорош, как тот же саундтрек для фильма "В поисках утраченного ковчега".


Стивен Малкмус (Pavement): Ты так же пишешь рок-песни, как  современные безумные классические вещи вроде саундтрека к фильму "Нефть"?

- Я "хромаю на обе ноги" в плане вокала, я не могу писать песни, если не говорить о паре секвенций на гитаре. Что же до классических вещей, то мне доставляет огромное удовольствие писать на бумаге: чем-то похоже на съемку фильма, так как между идеей и видимым конечным результатом довольно большой промежуток времени. Недели работы и все сводится к вечернему проигрыванию, когда наконец ты слышишь, что у тебя вышло.
Мэттью Виндхам, Миссоула, Монтана: Как поживают курицы?

- Отлично поживают, спасибо, что спросили! Довольно хорошие несушки, яйца очень вкусные. Тебе парочка десятков не нужна? Правда раз в несколько лет к нам залезают лисы, которые оставляют после себя кровавую бойню, что приводит к массовым погребениям – обычно лисы забирают одну-две курицы, а остальных просто убивают.


Николас Ормбрек, по электронной почте: Четыре новые песни, что прозвучали в этом году, превосходны! А что насчет не записанных песен, любимых фэнами, таких как “Present Tense”, “Burn the Witch”, “Open the Floodgates”, “Big Boots”?

- Запись песен у нас часто затягивается... Они так и висят незавершенными в течение долгого времени и ждут своего часа. “Nude”, например, очень старая песня, как и “Daily Mail”. Иногда во время репетиций перед записью песня звучит как надо, и мы ее сразу записываем. Но бывает, что песня не звучит вообще. Я надеюсь, что мы наконец займемся этими «недоделками», в особенности хотелось бы довести до ума “Present Tense” и “Burn the Witch”.


Каспар Ойа, Эстония: Какими компьютерными играми сейчас увлекаешься?

- Я же среди друзей, да? Мы сейчас в туре, поэтому  я ограничен теми играми, которые идут на Маке. Не самая лучшая платформа для игр, да ты знаешь. Должен знать, если ты заядлый геймер. Я закончил Portal 2 во время американского тура – это было круто, так как все арены, на которых мы играли, очень похожи на камеры для испытаний из Portal: темные коридоры, огромные бетонные коробки без окон: было как-то странно возвращаться в реальность после игры. Тем не менее, хорошая игрушка! Я бы даже начал играть в FPS, но там отсутствовала исследовательская часть, что отличало Portal, так что они были как раз по мне. Что еще? Limbo – хороша. Ski Safari отлично написана, как и Plants vs Zombies. Я тут начал проходить во второй раз Braid... Обожаю тему с перемещением во времени, до головокружения!


Эми Браун, по электронной почте: Помимо волн Мартено*, на каких необычных инструментах ты еще играешь?

- Я замечаю, что некоторые группы замыкаются на коллекционировании музыкальных инструментов, лишь бы не заниматься вплотную написанием песен/музыки – одни только обсуждения странных старинных клавишных. Разговор упирается в то, какие звуки можно извлечь из этих инструментов, а не до того, что на них можно сыграть: поэтому я сейчас перестал искать что-то новое, лучше еще поучиться игре на волнах Мартено. Не уделяю должного внимания, к сожалению.


Аллен Галлахер, Пейсли: Что думаешь насчет решения убрать тебя из списка номинантов на Оскар за саундтрек к «Нефти» из-за того, что в него были включены более ранние композиции?

- Вообще, получить эту работу уже было огромной честью, а потом был один из счастливейших дней, когда мы записывали струнные в Лондоне, ничто не могло сравниться с этим. Короче, у меня есть награда Kermode, которой я очень горжусь, даже несмотря на то, что она выглядит так, будто ее вылепил из пластилина семилетний малыш и посыпал золотыми блестками.


Пол Миано, Портсмут, Штат Вирджиния: Недавно в интервью ты сказал, что гитары устарели. Не мог бы ты прояснить, что имел в виду? Ведь оркестровка и волны Мартено куда более старомодны.

- Да, да, я знаю, это постоянное противоречие в моей голове. В принципе, ты отметаешь для себя все как устаревшее. Или относишься ко всему одинаково. Я выбираю второе. Наверно, я просто хотел сказать, что сейчас стало обычным явлением собирать гитарную группу. Они еще не дошли до уровня групп формата диксиленд (форма джаза), но все идет к этому.
Посмотрите на обложки журнала Melody Maker от 20-ых, 60-ых годов и NME сейчас – и что мы видим: банджо, гитарные группы... снова гитарные группы. Может, на самом-то деле нет другого варианта написания крутой живой музыки для небольших групп, ведь все начинается с игры на гитаре да на ударных в комнате - и от этого реально ловишь кайф. Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент. Так что...  я до сих пор с ними работаю. Caribou невероятны, в особенности как группа, -  можно делать новые и хорошие вещи с теми, кто к этому стремится.


Адам Бакстон: Как думаешь, в музыке есть доля юмора?

- Забавно получить такой вопрос после того, как один из вопросов был задан Малкмусом. Его лирика является ярким подтверждением того, что доля юмора точно есть. Например, могу вспомнить строчку: “tell me off in the hotel lobby right in front of all the bell-boys and the over-friendly concierge” ("отчитай меня в лобби отеля перед всеми посыльными и сверхдружелюбным консьержем”) - как он это спел, как сформулировал, сама мелодия... идеально!


Ник Клейден, Уитби, штат Нью-Йорк: Помнишь времена тинейджерства, когда ты играл на скрипке в молодежном оркестре Thames Vale Youth Orchestra? Когда последний раз на ней играл?

- Я тогда впервые услышал, как звучит оркестр, это были особенные времена. Мы практиковались в школе Ларкмид в Абингтоне. Помню, как был впечатлен чистым звучанием струнных, наполняющим всю комнату (в отличие от школьных оркестров). Заметьте, я вскоре положил этому конец, сидя в последнем ряду. Я просто удачно вписался, это помогло, так как я тогда играл на ненавистной мне скрипке. Руководитель постоянно нас заставлял играть Сибелиуса, и я до сих пор часто слушаю его музыку. Думаю, концерты для скрипки идеально подходят, чтобы познакомить ребенка с классической музыкой. Я перестал играть в оркестрах, когда мы подписали контракт с EMI и отправились в тур.


Антуан Шери, Лионс: Сколько у тебя педалей и какая самая любимая?

- Семь или восемь? Мне нравятся те, которые хорошо воспроизводят простой эффект, по типу изменения высоты тона или фриза звука. Меня не особо интересуют какие-то заморочки с игрой... короче, нравятся разные педали, которые искажают звук, да и все. Во время записи альбома "Hail To The Thief" был период, когда я использовал только чистое звучание гитары, что было для меня жутким противоречием, до шевеления волос на голове, но я очень хотел попробовать не увлекаться  педалями, и посмотреть, на что способен без них.


Джаред Нейгл, Сан-Франциско: Что насчет Пендерецкого, он ведь повлиял на тебя больше, чем те же Стокхаусен и Кейдж?

- Ну, коли уж речь зашла о Пендерецком, есть один очень интересный факт: он многое узнал об электронике еще в 60-ых и потом перенес эти знания  на живую музыку, - то есть, с помощью живых инструментов достигал более странного звучания, текстуры, чем кто-либо другой. Прослушивание его абстрактных произведений в оркестровой аранжировке - самое фантастическое времяпрепровождение с парой наушников. Попробуйте, посмотрите концерт. Первая симфония - самое то для начала.


(c) Uncut
Перевод - Александра Веселкова



* Рон Бургунди - главный герой фильма "Телеведущий" в исполнении Уилла Феррелла
* Волны Мартено - музыкальный инструмент, сконструированный в 20-х гг. XX века.


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 23 февраля-1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8-15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1-8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 22-29 марта

Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 12-19 апреля

На этой неделе: Джеймс Хетфилд набил необычную татуировку, Кортни Лав проехалась по Тейлор Свифт, а Шон Леннон и Джеймс МакКартни выпустили совместную песню.


Читать дальше