Bjork - Biophilia

19 октября 2011 г., Разместил: Николай Грунин

Как и в любой другой сфере человеческой деятельности, в музыке есть нации, которые породили наибольшее количество продвинувших нас за известные горизонты гениев. Исландская нация, давшая миру Sigur Ros и Mum, по праву может считаться одной из них - тамошних людей явно делают из чего-то такого, чем взрывают мир. А заложила традицию явления миру акынов северных широт, разумеется, певица c труднопроизносимым именем Бьорк Гудмунсдоттир.

Как и в любой другой сфере человеческой деятельности, в музыке есть нации, которые породили наибольшее количество продвинувших нас за известные горизонты гениев. Исландская нация, давшая миру Sigur Ros и Mum, по праву может считаться одной из них - тамошних людей явно делают из чего-то такого, чем взрывают мир. А заложила традицию явления миру акынов северных широт, разумеется, певица c труднопроизносимым именем Бьорк Гудмунсдоттир.

Для Запада Исландия началась с появления в 1987 году в программе культового английского радиодиджея Джона Пила группы Sugarcubes - выкормышей новой волны, со своим взглядом на повелевавший 80-ми пост-панк. На вокале этих вычурных самородков блистала тогда еще известная только в пределах родного острова Бьорк. Но блистала недолго – в 1992 году группа распалась и маленькой исландской певице, засветившей к тому моменту свой необычный вокал на альбомах Current 93 и 808 State, было предложено начать сольную карьеру, ступив на поле гремевшего по клубам хауса. Во многом благодаря удачному выбору коллабораторов – продюсера Нелли Хупера (Massive Attack), Трики, клипмейкера Мишеля Гондри – ей удалось сформировать уникальный стиль, вписавшийся в эпоху господства трип-хопа, но оставшийся неповторимым и глубоко индивидуальным. Музыкально за 19 лет сольной карьеры Бьорк, перепробовав силы в техно и приджазованном попе, проэволюционировала мимо мейнстрима куда-то вперед и вверх, в необозримые дали. Это заметно хотя бы по обложкам ее альбомов – невинный образ, запечатленный на первом сольнике с незамысловатым названием “Debut” на протяжении всей карьеры видоизменялся, чтобы на новом альбоме “Biophilia” обжечь глаза смотрящего огненными кудрями.

Бьорк имеет тенденцию с каждым своим релизом все больше расходиться c общепринятыми представлениями о типовом инструментарии поп-певицы, ее имидже и периодичности появления медийных поводов. Вот и говоря о новом альбоме, она употребляет слово «проект», предпочитая сама формировать ландшафт своей альтернативной музыкальной вселенной, в которой сияет в гордом одиночестве. А среднестатистическому критику легче всего при его описании оперировать космическими терминами, недаром названия песен тут сплошь «Луна» да «Темная материя» , а звучит все это как будто записано в вакууме. К тому же вдобавок к альбому певицей было разработано специальное приложение для айпэда, с помощью которого можно перемещаться в абстрактном космосе с созвездиями-песнями. Для каждого такого созвездия было разработано отдельное мини-приложение, включающее индивидуальный видео-арт, эссе о сути песни, дополнительную анимацию и даже караоке. Правда, если оригинальное приложение с «космосом» было бесплатным, то за каждое из «созвездий» придется заплатить по два доллара, но чего не жалко истинным поклонникам певицы за очередное проявление ее гения? Очевидно, что таким образом Бьорк решила бороться с затуханием музыкальной индустрии. Сам альбом, что характерно, можно уже давно слямзить с любого мало-мальски стоящего файлообменника.

Музыкальная составляющая, как всегда, на высоте, хотя чем измерить эту высоту – совершенно непонятно, все ближайшие величины давно скрылись в тумане экспериментов. Из марева выплывают партии отдельных инструментов, кусочки со сбивчивым темпоритмом, ахи и вздохи. Вот техно-долбежка в дебютном сингле “Crystalline” – привет ушедшим дням. Вот вполне традиционные и до жути красивые завывания в «Virus». Под аккомпанимент дрожащих струнных в "Hollow" перед глазами как будто оживают картины художников-авангардистов начала XX века, а «Mutual core» - это почти новая «Joga» с солирующим органом.

«Biophilia» - самый традиционный по звучанию альбом Бьорк лет за 10. Здесь нет диких коллабораций, странных звуков, извлеченных человеческими легкими и претензий на хит-синглы. А есть главное – голос, который несется над пустыми пространствами, вымороженными равнинами и бездушными городами, и поет – не для земли, но для космоса. Именно ее песни надо было бы запустить на околоземную орбиту. Услышав их, инопланетяне сразу устремятся на встречу с человечеством для того, чтобы одарить обладательницу этого неземного голоса, а заодно и всех нас с вами, всеми благами своей цивилизации.


Самые популярные

Новости прошедшей недели: 23 февраля-1 марта

На этой неделе все творят: Том Делонж пишет книгу, FKA Twigs снимается в кино, а остальные пишут альбомы.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 1-8 марта

На этой неделе: Джон Лайдон выступает против мигрантов, Шерон Осборн – против Адель, а Ник Кейв готовит пластинку.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 8-15 марта

На этой неделе: Шон Леннон в восторге от Эммы Стоун, Kaiser Chiefs расплачиваются конфетами, а Coldplay становятся хедлайнерами Гласто-2024.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 22-29 марта

Сегодня немного о том, как важно заботиться о собственном здоровье.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 12-19 апреля

На этой неделе: Джеймс Хетфилд набил необычную татуировку, Кортни Лав проехалась по Тейлор Свифт, а Шон Леннон и Джеймс МакКартни выпустили совместную песню.


Читать дальше